Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/125

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 116 —

— 116 —

рефлексія въ себя, по которой онъ есть нѣчто единичное. Поскольку отрицательность объекта не рефлектируетъ себя въ себя въ силѣ, и сила не есть его собственное отношеніе къ себѣ, она есть относительно него лишь отвлеченная отрицательность, проявленіе коей есть уничтоженіе.

Сила, какъ объективная общность и насиліе противъ объекта есть то, что именуется судьбою; — понятіе, которое относится къ сферѣ механизма, поскольку судьба именуется слѣпою, т.-е. поскольку ея объективная общность не познается субъектомъ въ ея специфическомъ своеобразіи. Чтобы сообщить кое что по этому предмету, должно сказать, что судьба живущаго вообще есть родъ, который проявляется черезъ прехожденіе живущихъ недѣлимыхъ, свойственно имъ въ ихъ дѣйствительной единичности, какъ отличной отъ рода. Просто какъ объекты, живыя существа, какъ и прочія вещи, находящіяся на низшихъ ступеняхъ, не имѣютъ судьбы; то, что имъ противодѣйствуетъ, есть случайность; но они въ ихъ понятіи, какъ объекты, внѣшни; поэтому чуждая имъ сила судьбы есть вполнѣ лишь ихъ собственная непосредственная природа, внѣшность и случайность, какъ таковая. Собственно судьбу имѣетъ лишь самосознаніе, такъ какъ оно свободно и потому въ единичности своего я ееть просто въ себѣ и для себя и можетъ противостать своей объективной общности и стать чуждымъ ей. Но чрезъ самое это отдѣленіе оно вызываетъ противъ себя механическое отношеніе нѣкоторой судьбы. Поэтому для того, чтобы послѣдняя могла оказать надъ нимъ насиліе, должна имѣть мѣсто нѣкоторая опредѣленность противъ существенной общности, совершиться нѣкоторое дѣйствіе. Тѣмъ самымъ самосознаніе сдѣлало себя чѣмъ-то частнымъ, и это его существованіе, какъ отвлеченная общность, представляетъ собою вмѣстѣ съ тѣмъ открытую сторону для сообщенія ему своего отчужденнаго отъ него существа; но этой сторонѣ оно увлекается въ процессъ. Бездѣятельный народъ свободенъ отъ порицанія; онъ погруженъ въ объективную, нравственную общность и разрѣшенъ въ ней безъ того, чтобы индивидуальность, движущая неподвижнымъ, сообпфла себѣ нѣкоторую опредѣленность во внѣ и нѣкоторую отдѣленную отъ объективной отвлеченности общность, въ силу чего однако и субъектъ становится чѣмъ-то отчужденнымъ отъ своего существа, нѣкоторымъ объектомъ, и вступаетъ въ отношеніе внѣшности противъ своей природы и въ отношеніе механизма.

с. Продуктъ механическаго процесса.

Продуктъ формальнаго механизма суть объектъ вообще, безразличная цѣлостность, въ которой опредѣленность положена. Такъ какъ тѣмъ самымъ объектъ вступилъ въ процессъ, какъ опредѣленное, то съ одной стороны съ прекращеніемъ послѣдняго результатъ есть покой, какъ первоначальный формализмъ объекта, отрицательность его опредѣленности для себя. Но съ другой стороны оказывается снятія опредѣленности, какъ ея положительная рефлексія въ себя, возвратившаяся въ себя опредѣленность или положенная цѣлостность понятія и истинная единичность объекта. Объектъ, сна-


Тот же текст в современной орфографии

— 116 —

рефлексия в себя, по которой он есть нечто единичное. Поскольку отрицательность объекта не рефлектирует себя в себя в силе, и сила не есть его собственное отношение к себе, она есть относительно него лишь отвлеченная отрицательность, проявление коей есть уничтожение.

Сила, как объективная общность и насилие против объекта есть то, что именуется судьбою; — понятие, которое относится к сфере механизма, поскольку судьба именуется слепою, т. е. поскольку её объективная общность не познается субъектом в её специфическом своеобразии. Чтобы сообщить кое что по этому предмету, должно сказать, что судьба живущего вообще есть род, который проявляется через прехождение живущих неделимых, свойственно им в их действительной единичности, как отличной от рода. Просто как объекты, живые существа, как и прочие вещи, находящиеся на низших ступенях, не имеют судьбы; то, что им противодействует, есть случайность; но они в их понятии, как объекты, внешни; поэтому чуждая им сила судьбы есть вполне лишь их собственная непосредственная природа, внешность и случайность, как таковая. Собственно судьбу имеет лишь самосознание, так как оно свободно и потому в единичности своего я ееть просто в себе и для себя и может противостать своей объективной общности и стать чуждым ей. Но чрез самое это отделение оно вызывает против себя механическое отношение некоторой судьбы. Поэтому для того, чтобы последняя могла оказать над ним насилие, должна иметь место некоторая определенность против существенной общности, совершиться некоторое действие. Тем самым самосознание сделало себя чем-то частным, и это его существование, как отвлеченная общность, представляет собою вместе с тем открытую сторону для сообщения ему своего отчужденного от него существа; но этой стороне оно увлекается в процесс. Бездеятельный народ свободен от порицания; он погружен в объективную, нравственную общность и разрешен в ней без того, чтобы индивидуальность, движущая неподвижным, сообпфла себе некоторую определенность во вне и некоторую отделенную от объективной отвлеченности общность, в силу чего однако и субъект становится чем-то отчужденным от своего существа, некоторым объектом, и вступает в отношение внешности против своей природы и в отношение механизма.

с. Продукт механического процесса.

Продукт формального механизма суть объект вообще, безразличная целостность, в которой определенность положена. Так как тем самым объект вступил в процесс, как определенное, то с одной стороны с прекращением последнего результат есть покой, как первоначальный формализм объекта, отрицательность его определенности для себя. Но с другой стороны оказывается снятия определенности, как её положительная рефлексия в себя, возвратившаяся в себя определенность или положенная целостность понятия и истинная единичность объекта. Объект, сна-