Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/98

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 89 —

заключенія дано и ихъ отношеніе, и въ заключеніи оно положено, какъ опосредованное и необходимое; поэтому каждая опредѣленность положена но истинѣ, не какъ отдѣльная для себя, но какъ отношеніе другихъ, какъ конкретная опредѣленность.

Средній терминъ былъ отвлеченною частностью, простою опредѣленностью для себя и среднимъ терминомъ лишь внѣшнимъ и относительнымъ образомъ въ противоположность крайнимъ. Теперь онъ положенъ, какъ полнота опредѣленій; такимъ образомъ онъ есть положенное единство крайнихъ, ближайшимъ образомъ единство объемлющей ихъ рефлексіи; этотъ захватъ ихъ рефлексіею, какъ первое снятіе непосредственности я первое отношеніе опредѣленій, еще не есть абсолютное тожество понятія.

Крайніе термины суть опредѣленія сужденія рефлексіи, собственно единичность и общность, какъ опредѣленія отношенія, или многообразное въ объемлющей ихъ рефлексіи. Но единично субъектъ содержитъ въ себѣ также, какъ было указано по поводу сужденія рефлексіи, кромѣ простой, принадлежащей формѣ единичности, и опредѣленность, какъ просто рефлектированную въ себѣ общность, какъ предположеніе, т.-е. какъ здѣсь еще принятый непосредственно родъ.

Изъ этой опредѣленности крайнихъ терминовъ, принадлежащей развитію опредѣленія сужденія, вытекаетъ ближайшее содержаніе средняго термина, который существенъ для умозаключенія, такъ какъ онъ отличаетъ его отъ сужденія. Онъ содержитъ въ себѣ 1) единичность, 2) но расширенную въ общность, какъ всѣ и 3) лежащую въ основѣ общность, соединяющую въ себѣ единичность и отвлеченную общность, или родъ. Лишь такимъ образомъ умозаключеніе рефлексіи пріобрѣтаетъ собственную опредѣленность формы, такъ какъ средній терминъ положенъ, какъ полнота опредѣленій; относительно этого умозаключенія непосредственное умозаключеніе есть неопредѣленное, потому что средній терминъ въ немъ есть еще отвлеченная частность, въ коей моменты его понятія еще не положены. Это первое умозаключеніе рефлексіи можетъ быть названо умозаключеніемъ всячества (йег ЗсЫизз Йег АИЬеіІ).

а. Умозаключеніе всячества.

1. Умозаключеніе всячества есть умозаключеніе разсудка въ своемъ полномъ развитіи, но не болѣе того. То обстоятельство, что средній терминъ есть въ немъ не отвлеченная частность, но развитъ въ своихъ моментахъ и потому конкретенъ, ееть, правда, существенная прибавка къ понятію, но тѣмъ не менѣе форма всячества объемлетъ единичное въ общемъ ближайшимъ образомъ лишь внѣшне, и обратно содержитъ въ себѣ единичное, еще какъ непосредственно сохраняющееся для себя въ общемъ. Отрицаніе непосредственности опредѣленій, бывшее результатомъ умозаключенія существованія, есть лишь первое отрицаніе, а не отрицаніе отрицанія или абсолютная рефлексія въ себя. Отдѣльныя опредѣленія въ себѣ лежатъ еще поэтому въ основѣ той объемлющей ихъ общности рефлексіи, или иначе всячество есть общность еще не понятія, а внѣшняя общность рефлексіи.


Тот же текст в современной орфографии

заключения дано и их отношение, и в заключении оно положено, как опосредованное и необходимое; поэтому каждая определенность положена но истине, не как отдельная для себя, но как отношение других, как конкретная определенность.

Средний термин был отвлеченною частностью, простою определенностью для себя и средним термином лишь внешним и относительным образом в противоположность крайним. Теперь он положен, как полнота определений; таким образом он есть положенное единство крайних, ближайшим образом единство объемлющей их рефлексии; этот захват их рефлексиею, как первое снятие непосредственности я первое отношение определений, еще не есть абсолютное тожество понятия.

Крайние термины суть определения суждения рефлексии, собственно единичность и общность, как определения отношения, или многообразное в объемлющей их рефлексии. Но единично субъект содержит в себе также, как было указано по поводу суждения рефлексии, кроме простой, принадлежащей форме единичности, и определенность, как просто рефлектированную в себе общность, как предположение, т. е. как здесь еще принятый непосредственно род.

Из этой определенности крайних терминов, принадлежащей развитию определения суждения, вытекает ближайшее содержание среднего термина, который существен для умозаключения, так как он отличает его от суждения. Он содержит в себе 1) единичность, 2) но расширенную в общность, как все и 3) лежащую в основе общность, соединяющую в себе единичность и отвлеченную общность, или род. Лишь таким образом умозаключение рефлексии приобретает собственную определенность формы, так как средний термин положен, как полнота определений; относительно этого умозаключения непосредственное умозаключение есть неопределенное, потому что средний термин в нём есть еще отвлеченная частность, в коей моменты его понятия еще не положены. Это первое умозаключение рефлексии может быть названо умозаключением всячества (йег ЗсЫизз Йег АИЬеиІ).

а. Умозаключение всячества.

1. Умозаключение всячества есть умозаключение рассудка в своем полном развитии, но не более того. То обстоятельство, что средний термин есть в нём не отвлеченная частность, но развит в своих моментах и потому конкретен, ееть, правда, существенная прибавка к понятию, но тем не менее форма всячества объемлет единичное в общем ближайшим образом лишь внешне, и обратно содержит в себе единичное, еще как непосредственно сохраняющееся для себя в общем. Отрицание непосредственности определений, бывшее результатом умозаключения существования, есть лишь первое отрицание, а не отрицание отрицания или абсолютная рефлексия в себя. Отдельные определения в себе лежат еще поэтому в основе той объемлющей их общности рефлексии, или иначе всячество есть общность еще не понятия, а внешняя общность рефлексии.