которыя колѣна опережали главную часть племени и, оставивъ ее за собою, увлекались все далѣе и далѣе впередъ. Такія явленія представляетъ намъ исторія славянъ в VI—VIII веке по Р. Хр., когда это племя, поднятое сильными переворотами въ своей землѣ, начало снова подвигаться на западъ и югъ Европы. Тогда нерѣдко бывали случаи, что толпы переселенцевъ-славянъ, отдѣлившись отъ своего народа, проникали въ глубь чужихъ странъ, попадались путешественникамъ того времени въ самомъ сердцѣ Германіи, шли до устьевъ Рейна или до оконечностей Греціи. Если такіе случаи были возможны в 600-тыхъ и 700-тыхъ годахъ нашего лѣтоисчисленія, — а въ это время народонаселеніе Европы уже не было незначительно и, конечно, неохотно пропускало этихъ пришельцевъ, — то как легко могли совершаться подобныя далекія странствованія отдѣльныхъ обществъ и колѣнъ, пока арійское поколѣніе только начинало водворяться въ нашей части свѣта. Не удивительно, что когда главныя толпы переселявшихся изъ Азіи славянъ должны были остановиться позади предшествовавшихъ имъ въ Европу германцевъ, а на югѣ встрѣтили преграду въ киммеріяхъ, занимавшихъ еще побережье Чернаго моря, и въ ѳракійцахъ, которые, проходя через Малую Азію, распространились отъ Архипелага къ Дунаю, — некоторыя славянскія колѣна зашли въ отдаленные края, гдѣ имя славянъ звучитъ странно и загадочно среди чужихъ населеній.
Какое же было имя, которым означались славяне въ ту пору? Самое название славяне, или какъ слѣдовало бы писать правильнѣе, словѣне, неизвѣстно въ древнѣйшее время. На слѣдъ имени первоначальнаго наводитъ названіе, которое придавали славянамъ окрестные народы, нѣмцы, финны, греки. До сихъ поръ въ народной рѣчи нѣмцевъ, славянинъ, въ общемъ племенномъ смыслѣ, слыветъ вендомъ или виндомъ, и это имя встрѣчается въ бесчисленныхъ названіяхъ мѣстныхъ, въ бесчисленныхъ памятникахъ историческихъ, по всей западной границѣ славянскаго племени, гдѣ оно соприкасается или соприкасалось съ германскимъ, отъ Балтийскаго моря до Адріатическаго. Въ старинныхъ памятникахъ, кромѣ слова вендъ или виндъ, находимъ также венедъ или винидъ.
Всѣ эти названія для славянъ свойственны собственно языку германцевъ (какъ нѣмцев, такъ и скандинавовъ), и если они попадаются у другихъ писателей, то именно у такихъ, которые слышали про славян отъ нѣмцевъ. Поэтому необходимо считать эти формы: вендъ, виндъ, венедъ, винидъ[1], прошедшими сквозь струю нѣмецкаго выговора, въ которомъ буква д замѣняла всегда коренное т[2], такъ, что въ своемъ коренномъ видѣ названіе
- ↑ Примечание отсутствует. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
- ↑ Примечание отсутствует. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
которые колена опережали главную часть племени и, оставив ее за собою, увлекались все далее и далее вперед. Такие явления представляет нам история славян в VI—VIII веке по Р. Хр., когда это племя, поднятое сильными переворотами в своей земле, начало снова подвигаться на запад и юг Европы. Тогда нередко бывали случаи, что толпы переселенцев-славян, отделившись от своего народа, проникали вглубь чужих стран, попадались путешественникам того времени в самом сердце Германии, шли до устьев Рейна или до оконечностей Греции. Если такие случаи были возможны в 600-х и 700-х годах нашего летоисчисления, — а в это время народонаселение Европы уже не было незначительно и, конечно, неохотно пропускало этих пришельцев, — то как легко могли совершаться подобные далекие странствования отдельных обществ и колен, пока арийское поколение только начинало водворяться в нашей части света. Не удивительно, что когда главные толпы переселявшихся из Азии славян должны были остановиться позади предшествовавших им в Европу германцев, а на юге встретили преграду в киммериях, занимавших еще побережье Черного моря, и во фракийцах, которые, проходя через Малую Азию, распространились от архипелага к Дунаю, — некоторые славянские колена зашли в отдаленные края, где имя славян звучит странно и загадочно среди чужих населений.
Какое же было имя, которым означались славяне в ту пору? Самое название славяне, или, как следовало бы писать правильнее, словене, неизвестно в древнейшее время. На след имени первоначального наводит название, которое придавали славянам окрестные народы, немцы, финны, греки. До сих пор в народной речи немцев славянин, в общем племенном смысле, слывет вендом или виндом, и это имя встречается в бесчисленных названиях местных, в бесчисленных памятниках исторических по всей западной границе славянского племени, где оно соприкасается или соприкасалось с германским, от Балтийского моря до Адриатического. В старинных памятниках, кроме слова венд или винд, находим также венед или винид.
Все эти названия для славян свойственны собственно языку германцев (как немцев, так и скандинавов), и если они попадаются у других писателей, то именно у таких, которые слышали про славян от немцев. Поэтому необходимо считать эти формы: венд, винд, венед, винид[1], прошедшими сквозь струю немецкого выговора, в котором буква д заменяла всегда коренное т[2], так, что в своем коренном виде название