Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 201 —


2. Движимостью называются все другие телесные вещи, кроме земельных участков и их составных частей[1]. На этом основании к движимостям принадлежат между прочим и все несвязанные с землей строения, далее суда, в особенности купеческие корабли, предназначенные для торгового мореплавания[2].

Особый вид движимости представляют собою вещи движущиеся. т. е. такие, которые двигаются вследствие присущей им жизненной силы[3], как напр., животные и у римлян рабы.

II. Деление вещей на движимость и недвижимость вытекает из свойства тел. Поэтому такое деление само по себе неприменимо по отношению к правам, как к понятиям отвлеченным. Тем не менее оно проникло в обыденную речь и даже в определения закона. Спорным однако остается вопрос, какие права следует считать движимым и какие недвижимым имуществом.

Право собственности на недвижимость, отождествляющееся с самым земельным участком, признается недвижимым. По сходству с правом собственности недвижимостью считаются суперфиций и эмфитевзис. Точно так же причисляются к недвижимостям права, связанные с земельным участком, особенно земельные сервитуты. В эту же категорию входит и горное право.

Во многих современных кодексах круг недвижимости значительно расширен и нередко обнимает собой все принадлежности недвижимых вещей[4].


  1. Естественное различие между движимостью и недвижимостью отражалось в римском праве на многих отношениях. Interdictum uti possidetis и interdictum unde vi, равно как и interdictum quod vi aut clam относились только к недвижимости. Дотальные земельные участки были неотчуждаемы. Furtum возможно было только по отношению к движимости. См. еще l. 66. D. de V. S. 50. 16. В германском и вообще в современном праве это различие простирается гораздо глубже. С особой силой это сказывается в гражд. улож. для герман. империи, выработавшем особое вещное право по отношению к движимым и недвижимым вещам.
  2. l. 20, § 4. D. quod vi. 43. 24. Морские суда рассматриваются в настоящее время, как „плавающие здания“, т. е. как недвижимость. См. Goldschmidt: Handelsrecht, т. 2, стр. 4, прим. 8; Stobbe, т. 1, § 63, прим. 16; гражд. улож. для герман. империи, §§ 1259 и след.
  3. В Риме выражение это имело двоякий смысл, l. 93. D. de V. S. 50. 16.
  4. Многие современные писатели, расширяя круг недвижимых прав, относят к ним вообще все вещные права на недвижимость. Существует однако спор, является ли недвижимым и залоговое право? Некоторые отрицают вещный его характер на том основании, что залог считается принадлежностью обязательственного требования. Далее спорно, следует ли относить