Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/260

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 245 —

ков помимо неопределенного чувства его справедливости, служило именно то обстоятельство, что гражданское исчисление заключает в себе нечто искусственное и этим дает известный простор для произвольных распоряжений.

Там, где с истечением времени наступает потеря права, подобное сокращение не имеет места. Сюда надо отнести и погасительную давность[1].

Современный гражданский оборот исчисляет годовые, месячные и недельные сроки от числа до числа по календарному времени. Отдельные дни не принимаются в соображение. Календарь прямо указывает новое повторение того же самого дня, так как заключительным днем всегда считается день под тем же самым именем или числом, каким обозначен и день начала срока. Если соответствующего дня в последнем месяце нет, то конец срока совпадает с последним днем этого месяца.

Исчисление времени по календарю предписано германским гражданским уложением и большинством европейских законодательств. Оно соответствует требованиям современного оборота и в силу этого всегда применяется при издании новых законов[2], при юридических сделках и правительственных распоряжениях.

Полмесяца следует считать за 15 дней.

Сроки, приуроченные ко дням, по современному обычаю, определяются полно и свободно (voll und frei), т. е. день начального события не присчитывается[3][4]. Високосный день при сроках, исчисляемых по отдельным дням и устанавливаемых в договорах или в правительственным распоряжениях, считается за самостоятельный день[5].


    См. Karlowa: Römische Rechtsgeschichte, т. 2, стр. 398. Во времена республики такого смягчения еще не знали, см. Gellius: Noctes atticae, III, cap. 2.

  1. Paulus libro 4 ad Sabinum — l. 6. D. de obl. et act. 44. 7: In omnibus temporalibus actionibus nisi novissimus totus dies compleatur, non finit obligationem; l. 1, § 9. D. de successorio edicto. 38. 9. Герман. вексельный устав, ст. 32; герман. торг. улож., ст. 328; гражд. улож. для герман. империи, § 188; С. Р. О., § 222 и герман. улож. о наказаниях, § 19, Abs. 1.
  2. R. G. Е., т. 7, стр. 277, т. 11, стр. 44 и прим.
  3. Brinz, т. 4, стр. 224 идет еще далее.
  4. В этом же смысле по старому германскому праву бывали полными и годовые сроки. Такое исчисление прежде весьма характерно называлось исчислением срока в „год и день“ (Jahr und Tag); впоследствии этот термин перестали понимать. Fockema-Andreae в Zeitschrift der Savignystift., german. Abtheilung, т. 14, статья 2.
  5. См. выше прим. 4.