Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/264

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 249 —

внутренний смысл этого понятия[1]. Только отдельные, по их словам, виды сделок, как они совершаются в практической жизни, должны приниматься в соображение, сделки же, как таковые, не подчиняются общим нормам, ибо они отличаются друг от друга в самых своих основах. С этим возражением нельзя согласиться. При всей разнице между отдельными видами сделок существуют черты, общие им всем; юридическая сделка является в частном праве прежде всего средством самоопределения. А потому важнейшие положения относительно дееспособности, воли, ее изъявления и оспоримости сделок оказываются общими для них всех.

Юридическая сделка служит для целей самоопределения в частном праве. Этим устанавливаются твердые границы самого ее понятия. Юридические сделки суть волеизъявления, направленные на установление, изменение или прекращение юридического отношения, безразлично, выражены ли они одним только изъявлением воли или сопровождаются и другими фактами, напр., уплатой долга, захватом бесхозяйной вещи или дичи, убитой охотником; точно также безразлично, сознает ли действующее лицо юридическое значение своего действия[2].


    процессуальные действия; в более же узком смысле под ним подразумевается одно только ведение процесса, см. выше § 43, прим. 5. Слова преторского эдикта „quod gestum erit.“ — l. 1, pr. D. quod metus causa. 4. 2; l. 1, § 1. D. de minoribus. 4. 4; l. 1, pr. D. quae fraudationis causa. 42. 8 — представляют такое же обобщение, как и современный термин „сделка“. О понятии gestum см. l. 1, §§ 2 и след. D. eod. 42. 8. О происхождении слова и понятия юридической сделки см. Pernice в Grünhuts Zeitschrift, т. 7, стр. 467 и след. В восемнадцатом веке говорили об actus juridici. Нет ничего невероятного в том, что слова „actus legitimi“ в l. 77. D. de R. J. 50. 17 имели то же самое значение; см. Enneccerus: Suspensivbedingung, стр. 24 и след.

  1. Главным образом Schlossmann: Vertrag, 1876, стр. 129 и след. По его мнению, понятие юридической сделки „в научном отношении не имеет никакого значения“; см. еще Schlossmann в Grünhuts Zeitschrift, т. 7, стр. 543. Напротив, господствующая система нашла защитников в лице Zitelmann’a: Irrthum und Rechtsgeschäft, стр. 238 и след. и Pernice в Grünhuts Zeitschrift, стр. 465 и след.
  2. Является ли юридической сделкой защищаемое правом „изобретение“? См. Kohler в Grünhuts Zeitschrift, т. 13, стр. 287. Приобретение „по давности“ не основано на волеизъявлении, а потому и не считается юридической сделкой. Не имеет значения сделки сообщение простых фактов, напр., о получении партии товаров, несмотря на то, что с этими фактами связаны юридические последствия; см. Zitelmann: Rechtsgeschäfte, т. 1, стр. 33.