Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/351

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 336 —


2. Исключительное значение имеет предписание, в силу которого истечение времени устраняет ничтожность отчуждения сельскохозяйственных земельных участков, принадлежащих неполнолетним, без согласия опекунских учреждений[1].

3. Ничтожные сделки получают силу, если их признание последует при таких же обстоятельствах, которые считаются необходимыми для заключения самой сделки. Тем не менее признание является самостоятельным актом и потому отнюдь не связано с формами, обязательными для признанной сделки, если только при заключении последней эти формы были соблюдены[2]. Признание имеет обратное действие[3], которое исключается лишь в том случае, когда ничтожность является следствием какой-нибудь запретительной нормы; здесь допущением обратного действия был бы поколеблен авторитет закона[4]. Далее обратное действие


  1. L. 3. С. si major factus. 5. 74.
  2. Если, напр., брак ничтожен потому, что один из супругов в момент вступления в брак не достиг еще брачного совершеннолетия, а впоследствии по его достижении подтверждает этот брак, то такое подтверждение, согласно § 1325 гражд. улож. для герман. империи, не требует соблюдения формы заключения брака.
  3. Windscheid, § 83, 2 и Lothar Seuffert: Ratihabition, стр. 117 называют такой вид признания „подтверждением“ (Bestätigung). Спорен вопрос, имеет ли признание ничтожных сделок обратную силу или нет. Намерение лица, совершающего признание, здесь направлено не на установление новой сделки, а на укрепление признанной. См. выше § 84, прим. 8. Этим во всяком случае определяются те обязательства, которые данное лицо принимает на себя лично путем признания сделки, см. Dernburg: Pfandrecht, т. 1, стр. 229 и след. Другой вопрос, смотрит ли и объективное право на такую ничтожную сделку, как на существующую с самого начала. Едва ли это согласуется с логикой. Строго говоря, с юридической точки зрения, сделка эта была и остается ничем и никогда не может стать чем-либо; таким образом право может допустить здесь юридические последствия только как результат новой сделки, т. е. признания. Юстиниан однако не вдавался в такие тонкие различия. Он признает за ratihabitio сделок с пороками обратную силу: l. 25. С. de don. inter vir. et uxor. 5. 16; l. 7, pr. C. ad S. C. Macedonianum. 4. 28. Признание этого принципа с его стороны вызывало тем менее колебаний, что обратное действие не затрагивало прав третьих лиц. Благодаря такому взгляду получилось очень удобное построение и результат, отвечавший потребностям практики; такого мнения Windscheid, т. 1, § 83, прим. 10; R. G. Е., т. 27, стр. 163. Другого взгляда Seuffert, привед. сочин., стр. 122 и след. Zimmermann: Stellvertretende negotiorum gestio, стр. 215. По гражд. улож. для герман. империи, § 141 подтверждение ничтожной сделки рассматривается, как совершение ее вновь. Но стороны, подтвердившие ничтожный договор, взаимно обязаны, как если бы договор был действителен с самого начала.
  4. Этим объясняется определение l. 65, § 1. D. de ritu nuptiarum. 23. 2.