Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Август.djvu/240

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
242
День пятнадцатый

зерцании Его сладостного лика? Пав на колена, Она начала усердно благодарить Творца Своего:

«Я не была достойна, — молилась Пресвятая Богородица, — приять Тебя, Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранил Меня от области геенской[1]: если Небо и Ангелы трепещут пред Тобою, то тем более созданный из персти человек, не имеющий за собою никаких заслуг кроме дарованных Твоею же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный во веки».

Пречистая Владычица при исходе Своем из этой жизни желала видеть святых Апостолов, уже разошедшихся с евангельскою проповедию по вселенной; Она молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей Ей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын Ея и Бог, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ея душу в Свои святые руки. Когда Владычица наша, преклоняя колена, возносила на горе Елеонской Творцу Своему молитвенные просьбы и благодарения, то молитва Ея сопровождалась таким чудесным явлением: масличные деревья, стоявшие на горе Елеонской, точно одушевленные, кланялись вместе с Богородицей: когда Матерь Божия преклоняла колена, тогда и деревья пригибались книзу; когда Она восставала, тогда и они снова выпрямлялись; деревья, как рабы, служили Богородице, почитая Богоматерь.

По окончании молитвы Пресвятая Богородица возвратилась домой, и тотчас всё сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и — от славы Господней, которою Она была осияваема. Лице Ея, и всегда сияющее благодатию Божиею более, чем лице Моисея, говорившего некогда с Богом на Синае[2], просветилось еще более несказанною славою. — Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей


  1. Геенна — γέεννα есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где Иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Кн. Царств, 23, 10; Кн. Прор. Иерем., 7, 31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Еванг. от Матф., 5, 29—30; 10, 28; 18, 9; 23, 15; Еванг. от Марка, 9, 43, 45; Еванг. от Луки, 12, 5; Посл. Иакова, 3, 6).
  2. Кн. Исход, гл. 34, ст. 30.