потом, перейдя на другой берег, мученик взошел на гору, находившуюся там, и сказал:
— Господь хранит души преподобных святых Своих и спасает их от рук грешников.
Воины же, не видя мученика, коего они вели, пришли в великий страх и ужас, ибо боялись, что царь подумает, что они отпустили осужденного по своей воле, и предаст их казни. — Воины говорили сами в себе: «Как велик Бог человека того, ибо Он спас его от рук наших невидимо!»
Другие из воинов говорили:
— То был не человек, но некое привидение, ибо он бесследно исчез из наших глаз.
В то время, когда воины долгое время спорили об этом между собою, не решаясь возвратиться к царю, некая женщина-язычница, переплывавшая в лодке реку, услыхав спор воинов и увидя их печаль, сказала им:
— Я видела на той стороне реки, на горе, человека-христианина, коего вы ищете; он лежал ниц и молился Богу своему.
Они же, имея ноги, скорые к пролитию крови неповинной, тотчас переплыли реку на лодке и, взойдя на гору, нашли святаго в том положении, как сказала им та женщина. Тогда старший воин сказал с досадою святому:
— Поистине ты достоин смерти, ибо ты убежал от нас; но вот ты опять в наших руках; и теперь уже не убежишь от нас: ты будешь предан смерти; а если желаешь остаться в живых, принеси жертву богам нашим.
Святый отвечал им:
— Я не поклонюсь нечестивым бесам; я поклоняюсь только Богу Единому.
Воины сказали ему:
— Какой бог у тебя, — рожденный или сотворенный?
Святый сказал:
— О заблуждение суетное! О неверие безумное! О речи неразумные! Кто из людей может что-либо сказать о Боге безначальном! Кто может поведать о Его происхождении? Он сказал, и всё произошло; Он повелел, и создано было всё, — видимое и невидимое. Он послал Избавителя роду человеческому,