Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Август.djvu/724

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
726
Воспоминание VI-го Вселенского Собора

в хартии, которую я подал и положил на мертвеца, так я верую в одну волю и богомужное действие и другого ничего не говорю». «Кто написал хартию, которую ты подал?» — снова спросил Собор. «Я, собственною рукою», — опять подтвердил Полихроний. Видя упорство нераскаянного еретика, Собор постановил о нём следующее: «После того, как пресвитер и монах Полихроний дожил в своем зломыслии до старости, а ныне, несмотря на наши увещания относительно того, как он мудрствует о вочеловечении Господа нашего Иисуса Христа, дерзнул искушать Святаго Духа и составил богохульную хартию, не устыдился сказать, что, положив эту хартию на мертвеца, он воскресит ею из мертвых, мы уже предали его в душе анафеме, о которой говорит святый Апостол Павел. Но для удостоверения христолюбивых народов, из которых очень многих обольщали в прежнее время и он, и его единомысленники, мы дозволяли, чтобы совершилась всенародно его несбыточная затея и безумное и дерзкое предположение. И вот, после того, как принесен был на средину найденный им мертвец, в присутствии нашем и славнейших сановников, и множества христолюбивого народа он положил на мертвеца свое нечестивое сочинение, как предполагал, и очень долгое время, сколько хотел, стоял у этого мертвеца и нашептывал про себя, что думал, пока не сказал, что он ничего не может сделать, — постановляем, чтобы он как соблазнитель и обольститель народа и явный еретик лишен был всякого священного чина и священнослужения: еретику Полихронию и мудрствующим заодно с ним — анафема; Макарию, Стефану и Полихронию — анафема; Троица низложила сих трех».

В личных беседах с еретиками-монофелитами и разбором их сочинений Собор опроверг все доводы, которыми монофелиты хотели защитить свое лжеучение. Теперь, после обличения монофелитской ереси, Отцы Собора провозглашают истину Православия по столь долго волновавшему Церковь вопросу о соединении во Христе Иисусе двух естеств, Божеского и человеческого.

Указав на повод, которым оно вызвано, определение веры VI Вселенского Собора утверждает, затем, авторитет предшествовавших Вселенских Соборов и приводит Символы веры Соборов Никейского и Константинопольского. «Конечно, — говорит вслед за этим вероопределение VI Вселенского Собора, — для совершенного познания и утверждения православной веры