Перейти к содержанию

Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Декабрь.djvu/831

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
833
Житие преподобных Марка и Феофила

душных мытарствах[1] и не подпасть под власть князя тьмы ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слез?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо бо́льший сосуда Феофила, исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

— Вот слезы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отер рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: бл҃же́ни пла́чꙋщїи, ꙗ҆́кѡ ті́и ᲂу҆тѣ́шатсѧ[2].

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один — свой, а другой — Ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении он отошел ко Господу для созерцания Пресвятыя Троицы. Честно́е тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд — слезный, дабы сеявший на земле слезами пожал на Небеси радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатию же Бога всякия утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.


  1. Мытарство собственно значит: мытница, где собирались пошлины; отсюда, далее, — место лихоимства, притеснений. В духовном смысле под именем мытарств разумеются истязания души по исходе из тела, прежде суда Божия над нею, производимые в воздушном пространстве злыми духами.
  2. Еванг. от Матф., гл. 5, ст. 4.