Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Май.djvu/801

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
802
Пятидесятница

велико сие и достойно человеколюбия Божия. После сего ниспослан был огнь, который обличил заблуждающийся народ Иудейский и пожрал жертву от алтаря[1]. Ниспослан был дождь, когда все изнемогали от голода, и произвел великое плодоносие. Велико это и дивно: но настоящее гораздо более. Не манна, не огонь, не дождь ниспослан ныне, но изливаются дарования Духа. Принеслись свыше облака не для того, чтобы дать плодоносие земле, но чтобы возбудить естество человеческое, воспроизвести плод добродетели Божественному Делателю. И тотчас, принявшие хотя каплю от сего дождя, изменили свою природу, и вся земля внезапно исполнилась Ангелами, — Ангелами не небесными, но являющими в человеческом теле добродетель бесплотных сил»[2].

Величие праздника Пятидесятницы видно и из обычая древних христиан принимать Святое Крещение в этот праздник, как и в другие великие праздники.

Святый Григорий Богослов[3], упоминая о различных извинениях, по которым в его время отлагали Крещение, замечает, что иной из оглашенных говорил: «Жду дня светов; другой: более уважаю Пасху; третий: дожидаюсь Пятидесятницы. Первый говорил: лучше со Христом просветиться; другой: со Христом восстать в день воскресения; третий: почтить явление Духа».

Святые Иоанн Златоуст и Прокл в своих беседах на день Пятидесятницы также упоминают о новокрещенных. Благочестивый обычай креститься в день Пятидесятницы по всей вероятности получил начало еще при Апостолах[4]. В воспоминание сего и доселе на Литургии пред чтением Апостола, вместо обыкновенного песнопения: святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный поются слова Апостола: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа.



  1. 3-я Кн. Царств, гл. 18, ст. 38.
  2. В 1-й беседе на Пятидесятницу.
  3. Св. Григорий Богослов (Назианзин) был недолго Патриархом Константинопольским и известен своими высокими творениями, за которые получил прозвание Богослова. Он был близким другом другого знаменитого отца Церкви (IV века) — св. Василия Великого, с которым познакомился еще во дни своей молодости в Афинских философских школах. Память св. Григория — 25 января.
  4. Деян., гл. 2, ст. 38.