Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Март.djvu/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
203
Страдание мч. Кодрата, Киприана, Дионисия и проч.

ство Своей благости, неотлучно находится при служащих Ему и помогает им.

Игемон, хотя и изумлялся речам святаго Кодрата, однако, не желая веровать открываемой истине, сказал:

— Думается мне, Кодрат, что ты говоришь ложь о высоких предметах, так как ты попускаешь Богу иметь чисто человеческие свойства, утверждая, что Его могла вместить утроба Девы, Которая, носивши во чреве, родила Христа. И так ты утверждаешь, будто один Бог был виден на земле носящим человеческое тело, а другой Истинный Бог находился где-то в ином месте.

Святый Кодрат отвечал:

— Нечестивым людям не следует испытывать тайн благочестия, ибо великое дело их познания не всякому легко дается, да мы и не дозволяем неверующим проникать в них. Сын Божий добровольно смирил Себя, снизойдя до образа раба и, будучи Богом, соизволил соделаться человеком, чтобы исторгнуть нас от рабства диаволу. Ты, как человек исполненный неверия и безбожия, не можешь понять этого; но знай, что ты не отторгнешь нас от Христа ни коварною хитростию, ни яростными угрозами.

Тогда игемон приказал верного раба Христова, обнаживши, бить без сожаления палкою, что немилосердные палачи исполняли с жестокостию. Святый же мученик мужественно переносил побои и во время их говорил мучителю:

— Разве ты не знаешь, игемон, что все вынуждаемое силою противно свободе и не годится для убеждения? Убеждающий таким путем показывает себя насильником, а советующий и увещевающий является кротким и человеколюбивым. Поэтому и ты, склоняя нас мучениями к поклонению идолам, не надейся насилием привлечь к своему нечестию, чтобы мы из-за страха отверглись благочестия. Проникнутые любовию ко Христу, мы не обращаем внимания как на льстивые ласки, так и на муки, которые ты можешь изобрести; все скорби и болезни Христос облегчает надеждою воздаяния, укрепляет в том, чтобы не повиноваться противнику и делает нас непобедимыми и стойкими в подвиге страдания.

Еще более разгневанный этими словами, мучитель приказал повесить святаго вниз головою, строгать тело его железными