Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Март.djvu/208

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
210
День десятый

ные сладострастники, совершавшие противоестественные мерзости? Я поистине стыжусь за вас, что вы поклоняетесь таким богам, за дурные деяния которых вы сами судите обличенных в них людей! Итак, вы судите повинных в постыдных деяниях и в то же время считаете за богов совершающих несравненно бо́льшее беззаконие. Не скорее ли следовало вам осуждать и подвергать наказанию богов за столь многочисленные и столь великие их бесчинства? Вы не щадите людей, преступающих закон, а богов, поступавших беззаконно, почитаете и восхваляете; таковые боги ваши по справедливости не боги, но неистовые мертвые распутники!

На эти слова святаго проконсул сказал:

— Так как ты начал осуждать богов, то я боюсь того, как бы на меня не разгневался царь, что я, по долготерпению, попускал тебе хулить языком богов. Поэтому измени скорее образ мыслей, чтобы тебя не схватили тотчас же руки мучителей!

— Моей решимости, — продолжал святый Кодрат, — от меня никто отнять не может: ни ты, ни царь твой, ни даже сам отец ваш сатана!

Разгневанный проконсул приказал снять со святаго одежду, положить его нагого на земле и бить жилами со словами: «Скажи свое имя». Но святый молчал, не отвечая ни слова. Тогда проконсул стал расспрашивать о святом мученике окружающих: кто он такой и как ему имя? Знающие святаго отвечали проконсулу, что мученик знатного рода и имя ему Кодрат. Тогда проконсул сказал палачам:

— Пощадите его и освободите!

Когда таким образом святый был освобожден от мучений и одет, мучитель подозвал его к себе ближе и спросил:

— Что это ты сделал с собою и с нами, не сообщивши нам о своем высоком роде? Ведь мы по неведению о твоем знатном происхождении причинили тебе бесчестие, а ты сам на себя и на род твой навлек укоризну. И почему, считая ни во что свой знатный род, ты присоединился к безрассудной христианской вере?

И҆зво́лихъ примета́тисѧ въ домꙋ̀ бг҃а моегѡ̀ па́че, не́же жи́ти мѝ въ селе́нїихъ грѣ́шничихъ[1], — отвечал святый.


  1. Я желаю, — говорит в данном стихе Псалма царь-Пророк Давид, — лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83, 11).