Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Ноябрь.djvu/434

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
436
День шестнадцатый

Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы[1] Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его и беспрекословно пошел за Христом. В радости Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников[2] и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

— Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?


    и разъяснений к Закону образовалось множество древних преданий, которые относились преимущественно к внешней, обрядовой стороне Закона. Придавая всем отеческим преданиям и обычаям божественную важность наравне с Законом Моисея, фарисеи составили из себя особый класс людей, или общину, и для более удобного соблюдения отеческих преданий стали чуждаться общения с остальным народом. Последний смотрел на них как на людей особенных, как на строгих ревнителей Закона, заботившихся о поддержании в народе веры и благочестия, и относился к ним с глубоким уважением; но под внешнею праведностью и обрядовою ревностию фарисеев скрывалось самое возмутительное лицемерие, самое холодное бездушие и самые безнравственные деяния, что и находило себе достойное обличение в речах Иисуса Христа.

  1. Мытница — место сбора пошлин и податей с проходивших по приморской дороге караванов и по морю — лодок с товаром.
  2. Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как то: ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя Заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.