Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Октябрь.djvu/387

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
389
Житие святаго Иоанна Суздальского

постниками и искусными иноками пришел из монастыря в епископский дом, к святителю Иоанну. И просили они святаго, чтобы он отслужил у них в обители Божественную Литургию. Получив согласие, архимандрит Евфимий тотчас возвратился в монастырь и вышел со всеми братиями навстречу епископу. Облобызав блаженного Евфимия, великий Иоанн вошел в церковь с ним и с прочими иноками, отраслями винограда Христова и овцами духовными, воспевая молебные песнопения. Во время Литургии в церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа пришел благоверный Великий князь Борис Константинович и увидел здесь чудное видение. Ему казалось, что с епископом служил облеченный в светлые ризы муж, сияющий образ коего был страшен и несказанен. По окончании Литургии, улучив время, князь приступил к святому Иоанну и, поклонившись ему до земли, просил епископа объяснить виденное им. Епископ, не желая открывать тайны сей, сказал князю:

— О князь, что ты видишь чудесного в том, что я служил Божественную Литургию с добрым пастырем двора сего духовного словесных овец. С нами были здесь лишь священноиноки, которых твое величество знает; другого же священника с нами не было.

Но князь продолжал умолять святаго Иоанна, чтобы тот объяснил ему видение. Тогда святый сказал ему:

— Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? — То был Ангел Господень, который не только ныне, но и всегда, посещением Божиим, сослужил мне недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив.

Так говорил святый, ибо не любил он, смиренный, чтобы дела его добрые и мзда, принимаемая им от Бога, были ведомы другим людям. И когда его вопрошали, какая добродетель высшая, он отвечал: творимая тайно.

Блаженный Евфимий с братиею умолил благоверного князя и святаго епископа Иоанна, чтобы они удостоили трапезу своим участием. Когда трапеза была приготовлена, все они воздали Господу благодарение и, насытившись, стали вести духовную беседу. Тогда, по желанию великого князя и по прошению архимандрита Евфимия и бывших с ним иноков, блаженный Иоанн произнес слово учительное: