Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Октябрь.djvu/624

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
626
День двадцать девятый

обходить все церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвам. Потом встретив доброго инока-старца, который так же, как и упоминаемый выше прозорливец, подвизался на Олимпе, она в одном сокровенном месте приняла от него монашеский постриг и облеклась в монашеские мужские одежды[1], отложив свои женские. В таких одеждах, утаив свой женский пол, Анна пришла на Олимп. Достигнув одной киновии[2], она остановилась пред вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тот допустил ее до настоятеля. По обычаю, вратарь оповестил о ней настоятеля, который и призвал пришедшую к себе. Припав к ногам его, святая Анна молила его, чтобы он принял ее в число братии. Преподав ей обычное благословение, сей божественный муж поднял ее и спросил:

— Что означает твое пришествие к нам, и как твое имя?

На это Анна ответила:

— Пришел я к честной обители твоей ради множества прегрешений моих, чтобы провести оставшееся время жизни моей в чистоте и получить себе помилование от Господа в день судный. Имя же мое Евфимиан, я был евнухом при дворе царском.

И сказал святый старец:

— Если ты действительно имеешь такое помышление в сердце своем и желаешь спасение душе твоей, как ты говоришь, то бегай дерзновения и страстей, ибо природа евнухов склонна к страстным помыслам.

Сказав это, старец сотворил обычную молитву и сопричислил блаженную к братии. Будучи принята в число братии, святая Анна стала усердно упражняться во всяких добродетелях и особенно в смирении, являя собою высокий образец для всех подвизавшихся в киновии иноков.

Между тем, бывший служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ее домашних дел, по окончании всех дел отправился отыскивать госпожу свою. Обретши инока, постригшего блаженную, он стал вопрошать его:

— Не знаешь ли, где госпожа моя, которая, оставив все земное, взыскала небесное?


  1. Этот поступок Анны объясняется обстоятельствами того времени. Император Константин Копроним (с 741—775) навел ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но тогда мало надеялись на покой в будущем; отчего и возникали предосторожности, напоминающие собою поступок Анны.
  2. О киновии см. прим. 1 на стр. 361.