Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Сентябрь.djvu/486

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
486
День двадцать четвертый

сел — татьбу, разбой и обиды людям — и с миром отпустил их. Вернувшись домой, разбойники всем рассказывали о происшедшем и прославляли угодника Божия преподобного Никандра. Узнав о нападении разбойников на подвижника, окрестные жители с усердием приносили ему иконы, хлеб и одежду.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святый продолжал свою строгую подвижническую жизнь: питался он ржаным хлебом и водою; не вкушал ни вина, ни рыбы; лишь только в субботу и воскресение иногда разрешал себе немного сочива, сварив его из одного растения. Подвижник превосходил всех в обители своей добродетельной и строгой жизнью, — трудолюбием, смирением и послушанием. Он всем служил: носил воду, рубил в лесу дрова и приносил в монастырь. Ночи преподобный проводил в постоянном бдении, иногда выходил в лес и, обнажив свое тело, давал жалить его комарам и оводам, так что оно покрывалось струями крови, при чём он неподвижно сидел, прядя волну и воспевая Псалмы Давида. С наступлением же утра преподобный возвращался в монастырь, первым спешил в церковь, где выстаивал всю службу, не сходя со своего места, и последним выходил из храма. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святаго было возложено трудное и тяжелое послушание — печь просфоры. Но преподобный Никандр с радостию стал исполнять эту работу, размышляя:

«Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной Вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страшная тайна: дивным и непостижимым образом прелагаются они в святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, просили игумена сделать Никандра келарем[1]. Игумен исполнил просьбу братии и поставил преподобного на келарство. Святый при сем возвышении не изменил своей прежней


  1. Келарь, от греческого κελλάριος, обязан был хранить монастырские припасы.