Страница:Иван Платонович Каляев (1905).pdf/14

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 

ПАРТІЯ СОЦІАЛИСТОВЪ-РЕВОЛЮЦІОНЕРОВЪ.
Въ борьбѣ обрѣтешь ты право свое.

ИВАНЪ ПЛАТОНОВИЧЪ КАЛЯЕВЪ.
«Въ бою съ врагами истекъ ты кровью...»

Телеграфъ принесъ намъ извѣстіе. Мы давно ждали его, этого коротенькаго извѣстія въ нѣсколько словъ. Болѣе того, мы заранѣе были увѣрены, что ничего другого ждать мы не можемъ. И все таки оффиціальный текстъ телеграммы жжетъ и давитъ и зоветъ къ мести.

5-го апрѣля въ Москвѣ состоялся при закрытыхъ дверяхъ судъ Особаго Присутствія Сената надъ нашимъ товарищемъ, членомъ Боевой Организаціи, Иваномъ Платоновичемъ Каляевымъ, по обвиненію его въ принадлежности къ Партіи Соціалистовъ-Революціонеровъ и въ убійствѣ великаго князя Сергѣя Александровича. Судъ вынесъ обвинительный приговоръ и приговоръ этотъ — смертная казнь.

Мы не имѣемъ еще подробныхъ свѣдѣній объ этомъ процессѣ, — процессѣ, моральная и политическая оцѣнка котораго принадлежитъ исторіи. Оцѣнку эту нетрудно впрочемъ предсказать и теперь: время заклеймитъ несмываемымъ позоромъ тѣхъ «судей праведныхъ», которые продаютъ свой стыдъ и свою совѣсть, а народъ, пробужденный и гнѣвный народъ‚ не забудетъ того, кто не колеблясь отдалъ свою жизнь за свободу и счастье всѣхъ трудящихся, униженныхъ и оскорбленныхъ.

По сообщеніямъ французскихъ газетъ (Le Matin, L’Echo de Paris, Le Petit Parisien, L’Humanité) И. П. Каляевъ, на вопросъ предсѣдателя о его виновности, отвѣтилъ, что не признаетъ права за нимъ и за его товарищами, — слугами самодержавія и буржуазіи, — судить его, военноплѣннаго въ гражданской войнѣ, той войнѣ, которую ведетъ вся трудовая Россія съ царемъ и съ буржуазіей. Болѣе того, если бы судъ его оправдалъ, онъ не колеблясь снова взялся бы за оружіе: этого требуютъ интересы партіи, и онъ считается только съ ними и съ волей ея Боевой Организаціи. Приговоръ онъ выслушалъ съ полнымъ хладнокровіемъ (avec le plus grand sangfroid) и послѣднія его слова были: «Я хотѣлъ бы одного, что бы вы имѣли смѣлость убить меня открыто, какъ открыто на глазахъ у всѣхъ, я убилъ великаго князя Сергѣя». Обвинялъ И. П. Каляева г-нъ Щегловитовъ и защищали его прис. пов. Мандельштамъ и Ждановъ.

Тот же текст в современной орфографии

 

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
В борьбе обретешь ты право свое.

ИВАН ПЛАТОНОВИЧ КАЛЯЕВ.
«В бою с врагами истек ты кровью...»

Телеграф принес нам известие. Мы давно ждали его, этого коротенького известия в несколько слов. Более того, мы заранее были уверены, что ничего другого ждать мы не можем. И все-таки официальный текст телеграммы жжет и давит и зовет к мести.

5-го апреля в Москве состоялся при закрытых дверях суд Особого Присутствия Сената над нашим товарищем, членом Боевой Организации, Иваном Платоновичем Каляевым, по обвинению его в принадлежности к Партии Социалистов-Революционеров и в убийстве великого князя Сергея Александровича. Суд вынес обвинительный приговор и приговор этот — смертная казнь.

Мы не имеем еще подробных сведений об этом процессе, — процессе, моральная и политическая оценка которого принадлежит истории. Оценку эту нетрудно впрочем предсказать и теперь: время заклеймит несмываемым позором тех «судей праведных», которые продают свой стыд и свою совесть, а народ, пробужденный и гневный народ‚ не забудет того, кто не колеблясь отдал свою жизнь за свободу и счастье всех трудящихся, униженных и оскорбленных.

По сообщениям французских газет (Le Matin, L’Echo de Paris, Le Petit Parisien, L’Humanité) И. П. Каляев, на вопрос председателя о его виновности, ответил, что не признает права за ним и за его товарищами, — слугами самодержавия и буржуазии, — судить его, военнопленного в гражданской войне, той войне, которую ведет вся трудовая Россия с царем и с буржуазией. Более того, если бы суд его оправдал, он не колеблясь снова взялся бы за оружие: этого требуют интересы партии, и он считается только с ними и с волей ее Боевой Организации. Приговор он выслушал с полным хладнокровием (avec le plus grand sangfroid) и последние его слова были: «Я хотел бы одного, чтобы вы имели смелость убить меня открыто, как открыто на глазах у всех, я убил великого князя Сергея». Обвинял И. П. Каляева г-н Щегловитов и защищали его прис. пов. Мандельштам и Жданов.

642