Страница:Иван Платонович Каляев (1905).pdf/15

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 2 —

Здѣсь не мѣсто и, быть можетъ, не время давать характеристику и полную біографію только что осужденнаго товарища. Не мѣсто, ибо его недолгая, но сложная и богатая впечатлѣніями жизнь не уложится въ рамки газетной статьи, и не время, ибо не все, пережитое имъ, можетъ быть опубликовано во всеобщее свѣдѣніе. Остановимся только на главныхъ этапахъ того, что было и что уже прошло безвозвратно.

Дѣтство И. П. Каляева освѣщалось двумя родами воспоминаній, — фамильными традиціями, переходившими отъ дѣдовъ къ отцамъ и отъ отцовъ къ дѣтямъ. Вѣдь и у народа есть свои традиціи и, быть можетъ, они тверже и крѣпче, чѣмъ у тѣхъ, кто гордится своими гербами и заноситъ свою родословную въ шестую и иныя книги дворянства. Отецъ его, — дворовый человѣкъ помѣщицы Муратовой, крестьянинъ Ряжскаго уѣз., Рязанск. г.‚ впослѣдствіи унтеръ-офицеръ Кіевскаго полка и еще позже околодочный надзиратель въ Варшавѣ, — принесъ съ собою въ семью отголоски дореформеннаго строя, застарелую ненависть къ уже отжившему крѣпостному праву и крестьянскую, устоявшую даже во время службы въ полиціи, честность. Твердостью характера, чутко развитымъ сознаньемъ долга и почти безграничной выносливостью И. П. обязанъ ему — своему отцу, носившему полицейскій мундиръ и, въ то же время, сумѣвшему сохранить душу живу. Матери, — Софіи Ѳоминишнѣ Піотровской, происходившей изъ раззорившейся польской шляхетской семьи, онъ обязанъ другимъ — своей впечатлительностью, тонкой красотой своихъ художественныхъ воспріятій и такой характерной для него, всепрощающей, чистой и нѣжной любовью къ народу.

Родиной его была Варшава, городъ, залитый неисчислимыми потоками слезъ и обагренный цѣлымъ океаномъ народной крови. Каждый камень на улицѣ напоминалъ о «безумствѣ храбрыхъ» и каждый домъ хранилъ свои неувядающія воспоминанія.

Неудивительно, поэтому, что еще въ дѣтствѣ въ немъ зародилась ненависть къ царю и къ самодержавію и уже тогда заблестѣли первыя искры того божественнаго огня, который ведетъ къ терновому вѣнцу или къ побѣдѣ. Сынъ отца, проданнаго по купчей крѣпости, и матери‚ не забывшей страданій великаго польскаго народа, онъ не могъ не стать революціонеромъ. И революціонному соціализму онъ остался вѣренъ втеченіе всей своей жизни и его же онъ привѣтствовалъ, осужденный на смерть.

Родился И. П. 24 іюня 1877 г. въ Варшавѣ и въ 1888 году поступилъ, по ироніи судьбы, въ 1-ю варшавскую, архи-благонамѣренную, образцовую, Апухтинскую гимназію. Онъ не поддался вліянію апухтинскихъ педагоговъ. Азіатскія идеи


Тот же текст в современной орфографии

Здесь не место и, быть может, не время давать характеристику и полную биографию только что осужденного товарища. Не место, ибо его недолгая, но сложная и богатая впечатлениями жизнь не уложится в рамки газетной статьи, и не время, ибо не все, пережитое им, может быть опубликовано во всеобщее сведение. Остановимся только на главных этапах того, что было и что уже прошло безвозвратно.

Детство И. П. Каляева освещалось двумя родами воспоминаний, — фамильными традициями, переходившими от дедов к отцам и от отцов к детям. Ведь и у народа есть свои традиции и, быть может, они тверже и крепче, чем у тех, кто гордится своими гербами и заносит свою родословную в шестую и иные книги дворянства. Отец его, — дворовый человек помещицы Муратовой, крестьянин Ряжского уез., Рязанск. г.‚ впоследствии унтер-офицер Киевского полка и еще позже околоточный надзиратель в Варшаве, — принес с собою в семью отголоски дореформенного строя, застарелую ненависть к уже отжившему крепостному праву и крестьянскую, устоявшую даже во время службы в полиции, честность. Твердостью характера, чутко развитым сознаньем долга и почти безграничной выносливостью И. П. обязан ему — своему отцу, носившему полицейский мундир и, в то же время, сумевшему сохранить душу живу. Матери, — Софии Фоминишне Пиотровской, происходившей из разорившейся польской шляхетской семьи, он обязан другим — своей впечатлительностью, тонкой красотой своих художественных восприятий и такой характерной для него, всепрощающей, чистой и нежной любовью к народу.

Родиной его была Варшава, город, залитый неисчислимыми потоками слез и обагренный целым океаном народной крови. Каждый камень на улице напоминал о «безумстве храбрых» и каждый дом хранил свои неувядающие воспоминания.

Неудивительно, поэтому, что еще в детстве в нем зародилась ненависть к царю и к самодержавию и уже тогда заблестели первые искры того божественного огня, который ведет к терновому венцу или к победе. Сын отца, проданного по купчей крепости, и матери‚ не забывшей страданий великого польского народа, он не мог не стать революционером. И революционному социализму он остался верен в течение всей своей жизни и его же он приветствовал, осужденный на смерть.

Родился И. П. 24 июня 1877 г. в Варшаве и в 1888 году поступил, по иронии судьбы, в 1-ю варшавскую, архиблагонамеренную, образцовую, Апухтинскую гимназию. Он не поддался влиянию апухтинских педагогов. Азиатские идеи