Перейти к содержанию

Страница:Исаченко. Гражданский процесс. Т. I (1909).pdf/602

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
578
Ст. 272—273.


Потом, в одном решении (74 № 308) к этим соображениям прибавлено еще одно: «когда истец, отыскивая капитал с процентами, количество сих последних определил известным временем, то после окончательного решения дела он уже не вправе начинать вновь иск о процентах на тот же капитал за другое время, ибо такой иск, истекая из тех же оснований, был бы не что иное, как прибавочное требование к тем, которые уже судом разрешены. На этом основании искавший капитала и процентов по день начатия дела, если при производстве оного не заявил, в силу 333 ст. уст. гр. суд., требования о процентах, наросших во время производства, не вправе уже искать процентов за это время, после окончательного решения дела».

Наконец, еще в одном решении (75 № 867) высказано: если первоначальный иск состоял в требовании возвращения поклажи, предметом коей были процентные бумаги, и истец не требовал возвращения принадлежащих к ним купонов, то новый иск о возвращении купонов не может быть допущен, так как непредъявление требования о них «составляет со стороны истца добровольное отречение от принадлежащего ему права, которое уже не может быть им предъявлено».

Итак, правительствующий сенат строит производимое им начало на трех основаниях: 1) на 333 ст. уст. гр. суд., 2) на 895 ст. того же устава и 3) на добровольном отречении истца. Рассмотрим каждое из них в отдельности:

1) 333 ст. решительно не заключает в себе такого правила, в силу которого истец, не требуя при производстве дела о капитале и процентах до дня предъявления иска присуждения ему и процентов за последующее время до дня полного удовлетворения, лишается права на предъявление этого требования новым иском. Заключающееся в ней правило есть не что иное, как развитие и пояснение правила, содержащегося в предшествующей ей 332 ст., по силе которой истец, предъявив известное требование, уже не может ни изменять его, ни предъявлять нового. Это последнее правило совершенно понятно и объяснимо: закон и суд должны одинаково охранять интересы обеих спорящих сторон; для сего, о предъявленном со стороны истца иске ответчик оповещается в одно время с при-