Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/166

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

во время судебнаго слѣдствія въ окружномъ судѣ, иногда до основанія расшатываютъ стройное зданіе обвиненія»… Кромѣ допросовъ «съ пристрастіемъ», въ формѣ разнаго рода легкихъ моральныхъ и физическихъ истязаній, пускаются въ ходъ соблазны, подкупы и всяческія искушенія. Напр., во время знаменитаго процесса объ убійствѣ въ Гусевомъ переулкѣ, подсудимая Дарья Соколова показала на судѣ, что вымогавшій отъ нея сознаніе сыщикъ—полицейскій офицеръ—послѣ всяческихъ угрозъ и искушеній, дошелъ наконецъ до такого самоотверженія, что сталъ изъясняться ей въ любви и клялся, что женится на ней, если только она сознается.

Мастеръ по сыскной части, выслѣживая подозрѣваемое въ преступленіи лицо, старается обыкновенно изучить его привычки, слабости и страсти, и потомъ поддѣлаться подъ нихъ. Съ пьяницей онъ начнетъ пьянствовать, съ развратникомъ развратничать, съ шулеромъ заведетъ игру, съ фальшивымъ монетчикомъ самъ прикинется знатокомъ и любителемъ фальшивыхъ денегъ, съ воромъ сговорится по душѣ, какъ свой братъ, и пойдетъ даже съ нимъ на промыселъ. Въ этомъ комедіанствѣ главная сила сыщика, и тутъ идутъ въ дѣло и переодѣванье, и фальшивые волосы, и фальшивыя имена и сочиненіе всевозможныхъ небылицъ въ лицахъ. Для характеристики «находчивости» сыщиковъ, г. И. Т. разсказываетъ одинъ интересный, хотя и «заурядный» случай изъ ихъ практики. Мы приведемъ здѣсь этотъ случай, такъ какъ онъ, кромѣ «находчивости» сыщиковъ, наглядно рисуетъ самую процедуру ихъ ремесла, чего нѣтъ, къ сожалѣнію, въ утилизируемыхъ нами оффиціальныхъ полицейскихъ отчетахъ, гдѣ просто разсказаны только результаты наиболѣе ловкихъ розысковъ чиновъ сыскнаго отдѣленія.

Разъ, зимнимъ утромъ, былъ усмотрѣнъ на одной изъ петербургскихъ площадей трупъ человѣка, по виду чернорабочаго, съ явными признаками насильственной смерти. Убитый оказался безъ паспорта, никому неизвѣстной личностью и—всякіе слѣды преступленія были утеряны. Съ него сняли фотографическую карточку и веденіе слѣдствія о его смерти передали въ сыскную полицію, которая поручила его одному изъ своихъ чиновниковъ. «Задумался сыщикъ надъ задачей. Просматривая чуть ли не въ десятый разъ акты осмотровъ полицейскаго и медицинскаго, онъ остановился на послѣднемъ. Въ медицинскомъ осмотрѣ вниманіе сыщика обратило на себя содержимое въ желудкѣ убитаго. Содержимое это—обыкновенный


Тот же текст в современной орфографии

во время судебного следствия в окружном суде, иногда до основания расшатывают стройное здание обвинения»… Кроме допросов «с пристрастием», в форме разного рода легких моральных и физических истязаний, пускаются в ход соблазны, подкупы и всяческие искушения. Напр., во время знаменитого процесса об убийстве в Гусевом переулке, подсудимая Дарья Соколова показала на суде, что вымогавший от неё сознание сыщик — полицейский офицер — после всяческих угроз и искушений, дошел наконец до такого самоотвержения, что стал изъясняться ей в любви и клялся, что женится на ней, если только она сознается.

Мастер по сыскной части, выслеживая подозреваемое в преступлении лицо, старается обыкновенно изучить его привычки, слабости и страсти, и потом подделаться под них. С пьяницей он начнет пьянствовать, с развратником развратничать, с шулером заведет игру, с фальшивым монетчиком сам прикинется знатоком и любителем фальшивых денег, с вором сговорится по душе, как свой брат, и пойдет даже с ним на промысел. В этом комедиантстве главная сила сыщика, и тут идут в дело и переодевание, и фальшивые волосы, и фальшивые имена и сочинение всевозможных небылиц в лицах. Для характеристики «находчивости» сыщиков, г. И. Т. рассказывает один интересный, хотя и «заурядный» случай из их практики. Мы приведем здесь этот случай, так как он, кроме «находчивости» сыщиков, наглядно рисует самую процедуру их ремесла, чего нет, к сожалению, в утилизируемых нами официальных полицейских отчетах, где просто рассказаны только результаты наиболее ловких розысков чинов сыскного отделения.

Раз, зимним утром, был усмотрен на одной из петербургских площадей труп человека, по виду чернорабочего, с явными признаками насильственной смерти. Убитый оказался без паспорта, никому неизвестной личностью и — всякие следы преступления были утеряны. С него сняли фотографическую карточку и ведение следствия о его смерти передали в сыскную полицию, которая поручила его одному из своих чиновников. «Задумался сыщик над задачей. Просматривая чуть ли не в десятый раз акты осмотров полицейского и медицинского, он остановился на последнем. В медицинском осмотре внимание сыщика обратило на себя содержимое в желудке убитого. Содержимое это — обыкновенный