Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/313

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Встрѣчается «нечаянно» одинъ пришлый простодушный мужичокъ съ какимъ-то оборотливымъ столичнымъ выжигой, съ мѣщанскимъ обличьемъ.

— Такъ и такъ, — разсказываетъ мужичокъ, — мѣста ищу, да найти никакъ не удается…

Выжига навостриваетъ уши, говоритъ, что мѣсто найти можно, но за это нужно заплатить. Мужичокъ не прочь и заплатить: деньги у него есть. Слово за слово, уговорились, что мужичокъ получитъ мѣсто на конно-желѣзной дорогѣ чрезъ ея агента, съ которымъ выжига берется его свести. Свиданіе состоялось въ трактирчикѣ: товарищъ мнимаго коммиссіонера съ успѣхомъ разыгралъ роль велемощнаго агента, раздавателя хорошихъ «мѣстовъ». «Обошли» мужичка кругомъ! По «приказанію» сводчика, далъ онъ фальшивому агенту взятку, сто рублей, а тотъ снабдилъ его адресомъ и «приказалъ» ждать извѣщенія объ опредѣленіи его на службу. Ждетъ мужичекъ день, другой, третій, — желанное извѣщеніе не приходитъ. Сомнѣніе его взяло: пошелъ онъ справляться въ конножелѣзную контору, гдѣ и убѣдился вполнѣ, что сталъ жертвой подлѣйшаго обмана.

Мы разсказали случай, одинъ изъ многихъ, для характеристики этой весьма распространенной формы мошенничества, практикуемой главнымъ образомъ надъ наивными и довѣрчивыми сынами деревни, являющимися въ Петербургъ на заработки. Съ болѣе цивилизованными и изощренными опытомъ искателями занятій, та-же форма мошенничества нѣсколько усложняется, и самые хищники здѣсь — уже артисты высшей школы, оперирующіе главнымъ образомъ около залоговъ своихъ кліентовъ.

Въ Петербургѣ очень многія частныя службы обусловлены внесеніемъ залоговъ отъ поступающихъ на нихъ. Сплошь и рядомъ въ газетныхъ объявленіяхъ публикуется, что такіе-то бухгалтеры, конторщики, управители домовъ, продавцы-прикащики и проч. ищутъ мѣстъ и предлагаютъ за себя въ такой-то суммѣ залоги. Рядомъ, тутъ-же, идутъ объявленія, вызывающія желающихъ получить мѣста, но не иначе, какъ съ представленіемъ залоговъ. Эти-то залоги, скопленные, по большей части, изъ трудовыхъ грошей, вводятъ въ великое заблужденіе петербургскихъ аферистовъ и «червонныхъ валетовъ»! Операція обдѣлывается очень просто и иногда en masse, въ обширныхъ размѣрахъ. Не разъ были изобличаемы серьезныя попытки система-


Тот же текст в современной орфографии

Встречается «нечаянно» один пришлый простодушный мужичок с каким-то оборотливым столичным выжигой, с мещанским обличьем.

— Так и так, — рассказывает мужичок, — места ищу, да найти никак не удается…

Выжига навостривает уши, говорит, что место найти можно, но за это нужно заплатить. Мужичок не прочь и заплатить: деньги у него есть. Слово за слово, уговорились, что мужичок получит место на конно-железной дороге чрез её агента, с которым выжига берется его свести. Свидание состоялось в трактирчике: товарищ мнимого комиссионера с успехом разыграл роль велемощного агента, раздавателя хороших «местов». «Обошли» мужичка кругом! По «приказанию» сводчика, дал он фальшивому агенту взятку, сто рублей, а тот снабдил его адресом и «приказал» ждать извещения об определении его на службу. Ждет мужичок день, другой, третий, — желанное извещение не приходит. Сомнение его взяло: пошел он справляться в конножелезную контору, где и убедился вполне, что стал жертвой подлейшего обмана.

Мы рассказали случай, один из многих, для характеристики этой весьма распространенной формы мошенничества, практикуемой главным образом над наивными и доверчивыми сынами деревни, являющимися в Петербург на заработки. С более цивилизованными и изощренными опытом искателями занятий, та же форма мошенничества несколько усложняется, и самые хищники здесь — уже артисты высшей школы, оперирующие главным образом около залогов своих клиентов.

В Петербурге очень многие частные службы обусловлены внесением залогов от поступающих на них. Сплошь и рядом в газетных объявлениях публикуется, что такие-то бухгалтеры, конторщики, управители домов, продавцы-приказчики и проч. ищут мест и предлагают за себя в такой-то сумме залоги. Рядом, тут же, идут объявления, вызывающие желающих получить места, но не иначе, как с представлением залогов. Эти-то залоги, скопленные, по большей части, из трудовых грошей, вводят в великое заблуждение петербургских аферистов и «червонных валетов»! Операция обделывается очень просто и иногда en masse, в обширных размерах. Не раз были изобличаемы серьезные попытки система-