Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/355

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Здѣсь переходимъ къ категоріи разсматриваемыхъ явленій въ сферѣ домашней, частной жизни. Беремъ наиболѣе рельефные факты или ихъ обобщенія.

Въ судебной полицейской хроникѣ записано множество случаевъ ссоръ, дракъ и буйствъ, иногда съ нанесеніемъ ихъ участникамъ тяжкихъ увѣчій, а, случалось, и смерти, во время домашнихъ празднествъ и пиршествъ подъ пьяную, конечно, руку. Конечно, случаи эти всего чаще происходили въ низшей, полуобразованной средѣ, но бывали нерѣдко и въ интеллигентной.

Разъ на улицѣ, близъ Таврическаго сада, былъ найденъ мертвый изувѣченный, въ растерзанномъ видѣ, человѣкъ. Полицейскимъ слѣдствіемъ было дознано, что это—жертва имяниннаго радушія одного, жившаго по сосѣдству, отставнаго унтеръ-офицера. Гость съ хозяиномъ о чемъ-то заспорилъ, ссора перешла въ драку, въ которой приняли участіе сыновья хозяина; несчастный былъ дополусмерти избитъ и выброшенъ изъ дому на улицу, гдѣ и отдалъ Богу душу.

Какъ-то поздно ночью явился въ участокъ весь въ крови, съ разбитой головой, молодой человѣкъ съ жалобой на побои и насилія, причиненныя ему артистами балетной труппы. По справкѣ оказалось, что молодой человѣкъ былъ въ гостяхъ у одной дамы, былъ сильно пьянъ, повздорилъ съ хозяйкой и уже въ передней, уходя, далъ ей пощечину. За хозяйку заступились два, находившихся въ числѣ гостей, артиста и — отработали его такъ артистически, что онъ еле живой вырвался.

Празднуются хозяйскія имянины въ одномъ богатомъ купеческомъ домѣ. Человѣкъ 60 гостей. Весь вечеръ шло разливанное море. Сѣли за ужинъ, во время котораго гости начали забавляться киданіемъ шариковъ, но вскорѣ забава эта приняла видъ какой-то канонады: посыпались въ кого попало огурцы, раки, различные соленья и гарниры. Дамскія платья пятнались жиромъ безъ всякаго сожалѣнія, пятнались ушибами и физіономіи гостей. Начались жалобы, ссоры. Обратились къ хозяину—имяниннику, тотъ отвѣтилъ:

— Эка важность! Гости веселятся—хозяинамъ честь.

Вдругъ одинъ гость-офицеръ скрутилъ двѣ салфетки, швырнулъ ихъ въ горящую лампу и потушилъ огонь. Смятеніе приняло такіе размѣры, что на шумъ его явилась полиція и—веселыя имянины кончились цѣлой серіей дѣлъ у мироваго судьи.


Тот же текст в современной орфографии

Здесь переходим к категории рассматриваемых явлений в сфере домашней, частной жизни. Берем наиболее рельефные факты или их обобщения.

В судебной полицейской хронике записано множество случаев ссор, драк и буйств, иногда с нанесением их участникам тяжких увечий, а, случалось, и смерти, во время домашних празднеств и пиршеств под пьяную, конечно, руку. Конечно, случаи эти всего чаще происходили в низшей, полуобразованной среде, но бывали нередко и в интеллигентной.

Раз на улице, близ Таврического сада, был найден мертвый изувеченный, в растерзанном виде, человек. Полицейским следствием было дознано, что это — жертва именинного радушия одного, жившего по соседству, отставного унтер-офицера. Гость с хозяином о чём-то заспорил, ссора перешла в драку, в которой приняли участие сыновья хозяина; несчастный был до полусмерти избит и выброшен из дому на улицу, где и отдал Богу душу.

Как-то поздно ночью явился в участок весь в крови, с разбитой головой, молодой человек с жалобой на побои и насилия, причиненные ему артистами балетной труппы. По справке оказалось, что молодой человек был в гостях у одной дамы, был сильно пьян, повздорил с хозяйкой и уже в передней, уходя, дал ей пощечину. За хозяйку заступились два, находившихся в числе гостей, артиста и — отработали его так артистически, что он еле живой вырвался.

Празднуются хозяйские именины в одном богатом купеческом доме. Человек 60 гостей. Весь вечер шло разливанное море. Сели за ужин, во время которого гости начали забавляться киданием шариков, но вскоре забава эта приняла вид какой-то канонады: посыпались в кого попало огурцы, раки, различные соленья и гарниры. Дамские платья пятнались жиром без всякого сожаления, пятнались ушибами и физиономии гостей. Начались жалобы, ссоры. Обратились к хозяину — имениннику, тот ответил:

— Эка важность! Гости веселятся — хозяинам честь.

Вдруг один гость-офицер скрутил две салфетки, швырнул их в горящую лампу и потушил огонь. Смятение приняло такие размеры, что на шум его явилась полиция и — веселые именины кончились целой серией дел у мирового судьи.