Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/431

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

крылъ глаза, молодая женщина рѣшительной рукою выдернула ключи и дѣятельно занялась грабежемъ… Въ ту-же минуту она шлетъ экстренныя записки своимъ избраннымъ любовникамъ и, когда они являются на ея зовъ, стряпаетъ, съ ихъ помощью, подложное духовное завѣщаніе отъ имени умершаго мужа въ свою пользу. Проходитъ немного времени, и—мы видимъ нашу героиню въ судѣ, на скамьѣ подсудимыхъ, опозоренную, изобличенную въ развратѣ и порочности, обвиненную въ уголовныхъ преступленіяхъ… И это въ то время, когда ей едва исполнилось двадцать лѣтъ! Кто-бы могъ предсказать, видѣвъ эту невинную, наивную и чувствительную институточку до замужества, что она такъ быстро, пройдя школу супружества, сформируется въ такой законченный типъ на все готовой Мессалины?!

Мы нарочно остановились подолѣе на этомъ примѣрѣ испорченной женской жизни—испорченной безразсуднымъ и безнравственнымъ бракомъ, заключеннымъ, съ одной стороны, по легкомыслію, съ другой—по корыстолюбивому разсчету. Такихъ испорченныхъ жизней среди нашихъ женщинъ—множество, и повѣсть ихъ, въ главныхъ чертахъ, одна и та-же; только рѣдко дѣлается она достояніемъ нравоописательной литературы. Тѣмъ цѣннѣе, конечно, каждый случай, который даетъ возможность нравоописателю поглубже заглянуть въ этотъ уголокъ современной нашей жизни. Мы воспользовались этимъ случаемъ.


Тот же текст в современной орфографии

крыл глаза, молодая женщина решительной рукою выдернула ключи и деятельно занялась грабежом… В ту же минуту она шлет экстренные записки своим избранным любовникам и, когда они являются на её зов, стряпает, с их помощью, подложное духовное завещание от имени умершего мужа в свою пользу. Проходит немного времени, и — мы видим нашу героиню в суде, на скамье подсудимых, опозоренную, изобличенную в разврате и порочности, обвиненную в уголовных преступлениях… И это в то время, когда ей едва исполнилось двадцать лет! Кто бы мог предсказать, видев эту невинную, наивную и чувствительную институточку до замужества, что она так быстро, пройдя школу супружества, сформируется в такой законченный тип на всё готовой Мессалины?!

Мы нарочно остановились подолее на этом примере испорченной женской жизни — испорченной безрассудным и безнравственным браком, заключенным, с одной стороны, по легкомыслию, с другой — по корыстолюбивому расчету. Таких испорченных жизней среди наших женщин — множество, и повесть их, в главных чертах, одна и та же; только редко делается она достоянием нравоописательной литературы. Тем ценнее, конечно, каждый случай, который дает возможность нравоописателю поглубже заглянуть в этот уголок современной нашей жизни. Мы воспользовались этим случаем.


III.
Родители и дѣти.

Мы видѣли, что матримоніальныя отношенія петербуржцевъ, говоря вообще, оставляютъ желать очень многаго со стороны прочности и чистоты. Отсюда естественно заключить, уже по логикѣ вещей, что въ равной степени должны быть неудовлетворительны и отношенія родителей къ дѣтямъ, что семейный разбродъ между супругами отражается неблагопріятно на положеніи дѣтей, на ихъ


Тот же текст в современной орфографии
III
Родители и дети

Мы видели, что матримониальные отношения петербуржцев, говоря вообще, оставляют желать очень многого со стороны прочности и чистоты. Отсюда естественно заключить, уже по логике вещей, что в равной степени должны быть неудовлетворительны и отношения родителей к детям, что семейный разброд между супругами отражается неблагоприятно на положении детей, на их