Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/463

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

она имѣется. Достоевскій превосходно зналъ всѣ извилины гнѣздящагося въ человѣческомъ сердцѣ любострастія и—въ этомъ ему можно повѣрить на слово. Нужно только сдѣлать маленькую стилистическую поправку. Слово «любовница» вовсе теперь не употребительно, и коль скоро петербуржецъ размечтался насчетъ этой лакомой матеріи, то мечтаетъ онъ не о любовницѣ, а именно о «содержанкѣ»—не иначе. Послѣдній терминъ, столь распространенный нынѣ, вполнѣ опредѣляетъ сущность дѣла, хотя и звучитъ, правда, очень не романически.

Мечтаютъ о «содержанкахъ», дѣйствительно, многіе; но обзаводиться ими далеко не всѣ въ состояніи, на что мы указали выше. На петербургскій житейскій аршинъ—иждивеніе «содержанки» есть признакъ уже зажиточности, успѣшной и счастливой карьеры, округленія благопріобрѣтеній.—«У него содержанка!»—не безъ завистливой нотки говорятъ о комъ нибудь, желая образно представить степень его благосостоянія, и—это пріемлется за неотразимо-вѣское доказательство. Словомъ, до заправской «содержанки» мечтающій о ней, интеллигентный петербуржецъ дослуживается, какъ до аренды, долголѣтней безпорочной службой, а если подвизается на иныхъ практическихъ поприщахъ, то соотвѣтственными трудолюбіемъ и искусствомъ. Конечно, счастливцы, унаслѣдовавшіе отъ родителей богатство, не ждутъ, не теряютъ даромъ золотаго времени и, обыкновенно, первые-же шаги свои на гражданскомъ поприщѣ начинаютъ подъ руку съ «содержанками»… Только, нѣтъ! Кипя избыткомъ силъ и жаждой опыта въ морѣ наслажденій, юность избѣгаетъ всякихъ узъ и договоровъ, любитъ разнообразіе и порхаетъ отъ цвѣтка къ цвѣтку въ садахъ Цитеры, не останавливаясь слишкомъ долго на одномъ. Обыкновенно «содержанками» обзаводятся люди, уже перебродившіе, устоявшіеся и солидные—вѣроятно, напр., въ гражданской службѣ, не ниже коллежскаго совѣтника. Союзъ съ «содержанкой» имѣетъ въ себѣ уже нѣкоторую обстоятельность и благоразумную соразмѣрность, какъ и сама она представляетъ собой нѣкоторый суррогатъ жены или исправляющей ея должность, слѣдовательно, нѣчто хозяйственное, прирученное и обиходное… Тутъ нужны ужь, такъ сказать, солидныя добродѣтели.

Разумѣется, попадаются оттѣнки и разновидности, но, кажется, можно съ достовѣрностью сказать вообще, что «содержанокъ» имѣ-


Тот же текст в современной орфографии

она имеется. Достоевский превосходно знал все извилины гнездящегося в человеческом сердце любострастия и — в этом ему можно поверить на слово. Нужно только сделать маленькую стилистическую поправку. Слово «любовница» вовсе теперь не употребительно, и коль скоро петербуржец размечтался насчет этой лакомой материи, то мечтает он не о любовнице, а именно о «содержанке» — не иначе. Последний термин, столь распространенный ныне, вполне определяет сущность дела, хотя и звучит, правда, очень не романически.

Мечтают о «содержанках», действительно, многие; но обзаводиться ими далеко не все в состоянии, на что мы указали выше. На петербургский житейский аршин — иждивение «содержанки» есть признак уже зажиточности, успешной и счастливой карьеры, округления благоприобретений. — «У него содержанка!» — не без завистливой нотки говорят о ком-нибудь, желая образно представить степень его благосостояния, и — это приемлется за неотразимо веское доказательство. Словом, до заправской «содержанки» мечтающий о ней, интеллигентный петербуржец дослуживается, как до аренды, долголетней беспорочной службой, а если подвизается на иных практических поприщах, то соответственными трудолюбием и искусством. Конечно, счастливцы, унаследовавшие от родителей богатство, не ждут, не теряют даром золотого времени и, обыкновенно, первые же шаги свои на гражданском поприще начинают под руку с «содержанками»… Только, нет! Кипя избытком сил и жаждой опыта в море наслаждений, юность избегает всяких уз и договоров, любит разнообразие и порхает от цветка к цветку в садах Цитеры, не останавливаясь слишком долго на одном. Обыкновенно «содержанками» обзаводятся люди, уже перебродившие, устоявшиеся и солидные — вероятно, напр., в гражданской службе, не ниже коллежского советника. Союз с «содержанкой» имеет в себе уже некоторую обстоятельность и благоразумную соразмерность, как и сама она представляет собой некоторый суррогат жены или исправляющей её должность, следовательно, нечто хозяйственное, прирученное и обиходное… Тут нужны уж, так сказать, солидные добродетели.

Разумеется, попадаются оттенки и разновидности, но, кажется, можно с достоверностью сказать вообще, что «содержанок» име-