Страница:Исторический очерк уральских горных заводов.djvu/7

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


нительно съ Русью пребывала въ невѣжествѣ. Замѣчательно, что эти торговыя сношенія не прерывались ни половецкими набѣгами, ни татарскимъ погромомъ; это тоже характерная черта нашей русской жизни.

Въ зависимости отъ однѣхъ и тѣхъ же общихъ условій, такую же домашнюю форму сохранило вплоть до XVII вѣка и производство у насъ металловъ и металлическихъ издѣлій. Во весь означенный періодъ все это производство сводилось къ одному кузнечному дѣлу. Но кузница того времени имѣла совсѣмъ другое значеніе, чѣмъ какое мы придаемъ ей въ настоящее время; въ ней сосредоточивалась вся тогдашняя металлургія, обнимая, съ одной стороны, рудный процессъ, дававшій матеріалъ для кузницы, съ другой — всѣ тѣ различныя операціи, которымъ могъ быть подвергнутъ этотъ матеріалъ для выдѣлки разныхъ издѣлій. Всѣ такія специальности въ цеховыхъ корпораціяхъ Западной Европы составляли достояніе отдѣльныхъ цеховъ; у насъ все это сосредоточивалось въ рукахъ одного и того же кузнеца, этого единственнаго техника въ городѣ и въ деревнѣ; онъ и плавилъ руду, ковалъ и сваривалъ желѣзо, былъ затѣмъ и слесарь и котельщикъ, придававшій желѣзу различныя по тому времени формы. Нѣчто подобное мы даже и теперь еще можемъ наблюдать въ болѣе глухихъ мѣстностяхъ нашего отечества. Такъ, корелы въ наше время обрабатываютъ руду въ домашнихъ кузницахъ а тутъ же приготовляютъ изъ полученнаго такимъ примитивнымъ способомъ желѣза винтовки, ножи, горбуши или серпы, топоры, словомъ — всѣ вещи, необходимыя для домашняго обихода поморовъ. Въ концѣ 60-хъ и въ началѣ 70-хъ годовъ (да по всей вероятности и теперь) такія же устройства можно было видѣть во многихъ мѣстностяхъ Сибири по Енисею. Максимовъ (Годъ на Сѣверѣ) такъ говоритъ о корельскихъ кузницахъ: „Всѣ винтовки, которыми поморы бьютъ крупного морскаго звѣря, всѣ пищали, изъ которыхъ они стрѣляютъ мелкаго морского звѣря, всѣ ружья, которыми добываютъ лѣснаго звѣря и птицу, выходятъ изъ корельскихъ кузницъ и отсюда расходятся по всей Архангельской губерніи въ самыя отдаленныя ея мѣста, каковы, напримѣръ, Мезенскій и Печорскій края“.

Таковъ общій характеръ развитія нашей горнозаводской промышленности во весь періодъ съ основания Русскаго государства до XVII вѣка. Переходя за симъ къ фактическому изложенію, мы прежде всего должны замѣтить, что не смотря на продолжительность этого періода, обнимающаго цѣлыхъ восемь вѣковъ, онъ не богатъ, да и не могъ быть богатъ фактами. Техника производства желѣза была такъ проста и неподвижна, а продукты, служившіе удовлетворенію несложныхъ потребностей народа, такъ мало обращали на себя со стороны искусства вниманіе современниковъ, что заносить въ лѣтописи было нечего. Въ то время, какъ въ нихъ весьма часто говорится объ обработкѣ золота, серебра и даже мѣди, о желѣзѣ и желѣзныхъ издѣліяхъ упоминается въ рѣдкихъ случаяхъ. Даже самыя имена мастеровъ по обработкѣ драгоцѣнныхъ металловъ и по отливкѣ колоколовъ тщательно заносятся въ лѣтописи; имена же немногихъ только мастеровъ по обработкѣ чугуна и желѣза сохранились лишь на замѣчательныхъ по размѣрамъ артиллерійскихъ орудіяхъ.

Невозможно указать время, съ котораго нашимъ предкамъ сдѣлалось извѣстно желѣзо и способъ его приготовленія. Наша археологія еще слишкомъ молода для того, чтобы съ положительностью отвѣтить на этотъ вопросъ. Въ скиѳскихъ курганахъ, главнымъ образомъ около тѣхъ мѣстъ, гдѣ на нашихъ дняхъ такъ быстро