Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/41

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


— 36 —


Короче, пользуясь внутреннимъ положеніемъ между 2 путями на Москву, Мамай могъ внезапно избрать любой изъ нихъ. Ясно, что значила тогда для Дмитрія развѣдка.

Но Мамай обезпечилъ себя и въ политикѣ. Онъ получилъ прямое содѣйствіе Литовскаго князя Ягайлы и склонилъ къ союзу князя Рязанскаго, Олега, соперника Москвы.

Соединеніе всѣ трое назначили 1 сентября у сліянія Дона и Непрядвы (Крымскій шляхъ), — такъ какъ сюда было всѣмъ почти одинаково, по 130—140 верстъ.

По соединеніи у Мамая было бы 380 т. чел., но и во всякомъ случаѣ — охватывающее Москву съ 3-хъ сторонъ положеніе могло быть всегда использовано.

Однако, были и слабыя стороны союза: различіе стремленій, разность войскъ, трудность ихъ веденія, — что и сказалось позднѣе сильно.

Узнавъ о сборахъ Мамая и Ягайлы, но еще не зная объ измѣнѣ князя Олега, Дмитрій объявилъ сборъ ратей своей землѣ и дружественнымъ и покорнымъ князьямъ. Одновременно указано было привести въ готовность пограничныя крѣпости (Коломну, Тулу и др.). «Людны, конны и оружны» спѣшили радостно всѣ «подъ высокую руку» Великаго Князя. Князь Нижегородскій, тесть Дмитрія, хотя и не явился самъ, но прислалъ своихъ дворянъ.

Рѣшеніе Великаго Князя было необычайно просто и ясно: какъ и всегда наши предки, итти навстрѣчу врагамъ, гдѣ бы они ни были, и нанести имъ уничтожающій ударъ. Но кого же бить перваго?

Для такого вождя, какъ Дмитрій Донской, было ясно: опаснѣйшаго врага, Мамая, — и притомъ рѣшительно и быстро, до соединенія его съ другими. Это природа такъ называемыхъ внутреннихъ операціонныхъ линій.

Рѣшительность Великій Князь обезпечилъ силою и духомъ войскъ, личнымъ начальствомъ и выборомъ доблестныхъ, опытныхъ помощниковъ.

Быстроту — коннымъ составомъ ратей, искуснымъ выборомъ направленія и быстрымъ, правильнымъ движеніемъ. Далѣе, сразу мы видимъ образцовую развѣдку.

«Крѣпкая сто̀рожа» Родіона Ржевскаго, Андрея Волосатаго и Василія Тупика двинута на югъ — до встрѣчи съ татарами. Ей указано «добывать языка»; вспомнимъ правило Наполеона: — «Главное, побольше плѣнныхъ». Сторо̀жа уходитъ болѣе 200 в. отъ Москвы, но донесенія обезпечены въ кратчайшій срокъ, а

    скій и Ногайскій (вдоль Дона). Нѣсколько вѣтвей дополняли эту сѣть. Ея значеніе сохранилось долго. Такъ, битва Витовта съ Едигеемъ 1408 г. и Полтава 1709 г. — на одномъ мѣстѣ…