Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
— 74 —

топоръ или бердышъ; солдаты: мушкатеры — мушкеты, шпаги; пикинеры — латы, шишаки, шпаги и длинныя копья.

У драгунъ оружіе было казенное.

Рейтары, имѣвшіе помѣстье, должны были выѣзжать на службу на собственныхъ лошадяхъ и содержать себя сами. Не имѣвшіе собственныхъ доходовъ, получали за время похода жалованье, одежду и лошадь.

Драгуны получали отъ казны лошадей, все снаряженіе, денежное жалованье, довольствіе и одежду.

По окончаніи похода, драгуны лошадей со всѣмъ конскимъ снаряженіемъ отсылали по областямъ на кормленіе жителямъ, по одной на 4 двора.

Солдаты жили въ особыхъ солдатскихъ слободахъ, гдѣ имъ давались дворы, въ которыхъ они жили съ семействами. Какъ въ мирное, такъ въ военное время они должны были имѣть все свое, для чего получали жалованье.

Управленіе вооруженными силами. Съ увеличеніемъ численности войскъ вообще и съ появленіемъ постоянныхъ войскъ появляется новое приказное управленіе.

Первыя указанія о существованіи приказовъ относятся къ 1512 г., а при царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ число приказовъ подъ разными наименованіями доходить до 42.

Правильнаго и точнаго разграниченія между приказами предметовъ вѣдѣнія не было. Такъ, Оружейный приказъ, впослѣдствіи Оружейная палата, вѣдалъ изготовленіемъ огнестрѣльнаго оружія, выдѣлкой и разсылкой гербовой бумаги и наблюденіемъ за писаніемъ иконъ. Не было строгаго разграниченія вѣдѣнія и между верхнимъ и областнымъ управленіями.

Многіе находились въ полномъ недоумѣніи, какому приказу они подвѣдомственны по тому или другому дѣлу.

Личный составъ приказовъ состоялъ изъ стариннаго родового дворянства и дьяковъ.

Дьяки имѣли большое значеніе, такъ какъ безъ подписи ихъ никакая канцелярская бумага не исполнялась.

Иностранцы въ своихъ извѣстіяхъ о Россіи говорятъ о дьякахъ съ большимъ почтеніемъ и называютъ ихъ «канцлерами».

Наибольшее значеніе получилъ Разрядный приказъ, или Разрядъ, такъ какъ онъ составлялъ высшее управленіе вооруженными силами Россіи.

Въ этомъ приказѣ, по словамъ Котошихина, были вѣдомы «всякое воинскіе дѣла и городы строеніемъ и крѣпости починкою и ружьемъ и служилыми людьми. Также вѣдомы бояре, окольничіе и думные, и ближніе люди, и стольники, стряпчіе, и дворяне московскіе, и дьяки, и жильцы… и казаки, и солдаты всякою службою; и кого куда случится послать на службу на вой-