Страница:История русской армии и флота Том 02 1911.djvu/139

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 127 —

Распоряженія со 2 по и декабря несравнимы по прозорливости и основательности. Потемкинъ даетъ средства, слишкомъ слабыя для овладѣнія крѣпостью, и Суворовъ принимаетъ всѣ мѣры увеличить ихъ; посылаетъ изъ Галаца войска и средства, которыми могъ распорядиться; ведетъ на приступъ даже пѣшихъ казаковъ, плохо вооруженныхъ. Ни одинъ человѣкъ не остается неиспользованнымъ.

Несмотря на короткій срокъ, мѣстность подъ Измаиломъ и самая крѣпость изучены войсками такъ, что никто не сбился ночью съ пути. Расчетъ движенія и выполненіе его Образцовы: всѣ у цѣли одновременно,—разница по нѣсколько минутъ.

Направленіемъ войскъ съ разныхъ сторонъ непріятель въ темнотѣ не могъ л^знать, гдѣ главный ударъ, вслѣдствіе чего не было извѣстно, куда вести поддержк}г, а когда стало свѣтло— валы уже пали. Порядокъ движенія простъ и искусенъ: стрѣлки бьютъ защитниковъ стѣнъ, пока рабочіе съ инструментомъ и батальоны съ фашинами и лѣстницами переходятъ ровъ, поддержка ведетъ главный ударъ. Конница назначена для отраженія вылазокъ, что и выполняетъ, выручивъ Орлова, а затѣмъ для развитія зтсиѣха. Всѣ твердо знаютъ обязанности, все заранѣе выяснено, и нѣтъ ни одного недоразумѣнія. Междлт тѣмъ, для подготовки было всего 8 дней.

Еще выше—подготовка нравственная.

Уже съ появленія Суворова подъ Измаиломъ начинается перерожденіе взглядовъ въ войскахъ, а на военномъ совѣтѣ д декабря, подъ вліяніемъ его силы духа, совершается внутренній переворотъ во всѣхъ начальникахъ, и насколько прежде они были неувѣрены въ успѣхѣ, настолько теперь увѣровали въ него.

Искусно поддержавъ, затѣмъ, нравственный подъемъ и доведя его до высшаго напряженія къ самом}г нужному мгновенію, Суворовъ уже пожинаетъ зрѣлые плоды, и въ бою его участіе сравнительно мало: все дѣлается нравственнымъ подъемомъ, само собою...

Впечатлѣніе отъ Измаильскаго погрома на Турцію было оцѣпеняющее, многія крѣпости сдавались безъ сопротивленія, боясь участи Измаила. Путь въ сердце Турціи былъ открытъ. Но Потемкинъ и тутъ, въ виду наступленія зимы, прекратилъ дѣйствія. Только въ І791 г-і посл^ незначительныхъ дѣйствій съ нашей стороны, былъ подписанъ Турціей мирный договоръ, однако, все еще подъ впечатлѣніемъ Измаила.

Въ Россіи восторгамъ и изумленію общества не было границъ. Цѣлый рядъ произведеній, начиная съ Державина, былъ посвященъ Суворову. Но онъ сдѣлался также предметомъ всеобщаго вниманія, уваженія и удивленія и въ Европѣ. Позднѣе, Байронъ посвятилъ даже цѣлыя главы Суворову въ своемъ «Донъ-Жѵанѣ». Самъ Суворовъ призналъ взятіе Измаила дѣломъ необыкновеннымъ и впослѣдствіи говорилъ: «На такой штурмъ, какъ