ственно и готовъ былъ уходить. Недаромъ Моро, ставя Суворова ни въ чемъ не ниже Бонапарта, говоритъ: «Что вы скажете про человѣка, который уложитъ всѣхъ, ляжетъ самъ, но не дасть приказа отступать»... и эта настойчивость, это упорство — это и есть та черта, которую, какъ мы видѣли, такъ тщательно воспитывалъ въ себѣ Суворовъ еще съ юности.
Но вотъ врагъ уходитъ, еще не вполнѣ уничтоженный, благодаря его перевѣсу въ силахъ, «Побѣдивши, обновляй по обстоятельствамъ, но гони его до сокрушенія», — и «Преслѣдуй денно и нощно, доколѣ истребленъ не будетъ», — учитъ Суворовъ, и онъ дѣлаетъ это: Макдональдъ теряетъ къ 11 iюня изъ 35 т. ч. 23—25, т.-е. ⅔ — а Суворовъ тѣмъ временемъ «глубоко схватывая природу дѣйствій по внутреннимъ линіямъ», съ тою же быстротою «обновилъ по обстоятельствамъ» противъ Моро — и Моро ушелъ, не желая повторять уроковъ Макдональда.
4. Движеніе Суворова къ Александріи. Бездѣйствіе союзниковъ. Наступленіе Жубера и сраженіе при Нови.
Едва прибывъ въ Александрію, Суворовъ получилъ весьма сухой рескриптъ Франца Іосифа отъ 10 iюня. Напоминалось о необходимости осады Мантуи; приказывалось: «совершенно отказаться отъ всякихъ предприятій дальнихъ и невѣрныхъ». Между тѣмъ, Императоръ Павелъ за повѣды въ Италии возвелъ Суворова въ званіе «князя Италійскаго».
17 iюня сдалась, наконецъ, Мантуя. Вѣнскій Дворъ считалъ войну оконченной. Суворовъ, наоборотъ, полагалъ, что паденіе Мантуи развяжетъ ему руки для наступления въ Ривьеру и Францію. Уже Суворовымъ были сдѣланы всѣ распоряжения о движеніи къ Ниццѣ и Генуѣ и совмѣстныхъ дѣйствіяхъ съ флотомъ.
31 iюля долго жданный Край прибылъ въ Александрію, и въ войска немедля былъ разосланъ приказъ для движенія въ горы. Но на этотъ разъ предупредилъ противникъ.
Пораженія, нанесенныя французамъ Суворовымъ, превратили С. Италію въ главный участокъ войны и вынудили директорію принять особыя мѣры для обезпеченія Франціи отъ вторженія врага. Было предположено создать новую 50 т. армію Шампіонэ для обороны Альпъ со стороны Савои и Дофинэ, а Итальянской арміей, усиливъ ее до 70 т. ч., дѣйствовать наступательно для отнятія Пьемонта и освобожденiя Мантуи. Масена въ Швейцаріи долженъ былъ произвести сильный ударъ къ р. Лимату.
24 iюля молодой и талантливый Жуберь принятъ начальство надъ Итальянской арміей, а Моро, предложивъ услуги, какъ помощникъ, остался при немъ. На военномъ совѣтѣ 29 iюля было рѣшено наступать 35-ю т. ч.; остальныя 13 т. оставить въ тылу и съ боковъ.