Страница:История русской армии и флота Том 02 1911.djvu/169

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 135 —


не пустить противника сюда: надо было ударить на него, приковать его съ зап. Разъ же онъ на вост. долѣе не пойдетъ, слѣдовало, такъ сказать, забить его въ кряжъ горъ, Т.-е, взять Нови. Когда же, взятіемъ Нови и успѣхами съ з., врагъ окончательно былъ бы сжатъ — выходъ остальныхъ силъ въ тылъ приготовилъ бы полное уничтоженіе. Каждый уступъ имѣлъ при этомъ свое опредѣленное назначеніе и полную свободу дѣйствiй. Глубина же послѣдовательно вводимыхъ уступовъ обезпечивала имъ способность маневрирования на полѣ сражения и вступленія, въ общей маневренной связи, въ бой прямо съ похода. Словомъ, все то, что мы брали у Шлихтинга, какъ нѣчто особенно новое, — но что чисто наше и впервые въ рукахъ именно нашего вождя!..

Еще до разсвѣта Край, которому именно Суворовъ, пуская его въ ложный ударъ, писалъ: «Совершенно полагаюсь на моего друга-героя», повелъ ударъ, но, несмотря на смерть въ 5 ч. н. Жубера, еще къ 8 ч. у. успѣха не имѣлъ. Край нѣсколько разъ просилъ Багратіона начать ударъ, но тотъ не трогался съ мѣста, ссылаясь на неполученіе приказаній. Около 9 ч. у. Суворовъ приказалъ Багратіону брать Нови, Милорадовичу поддерживать его, Краю возобновить ударъ на зап. крыло неприятеля[1].

Г. Нови былъ занятъ 3 б-нами Гардана, а къ зап. отъ города стояла еще полубригада; поддержка — 4 б-на и 6 эск.

Блестящими дѣйствіями, — заставляя насъ разбиваться о Нови, а затѣмъ дѣлая вылазки, — Гарданъ сдерживалъ Багратіона. Одно время грозила даже громадная опасность отъ вышедшаго ему въ бокъ Ватреня. Суворовъ ввелъ тогда 3-й уступъ Дерфельдена. Но полнаго успѣха все не было. Также и Край вновь былъ потѣсненъ съ высотъ.

Къ 1 ч. дня оба противника, послѣ 9 часовъ боя, были совершенно изнурены и нуждались въ отдыхѣ.

Затишье это, однако, было передъ грозой, и отъ зоркаго взгляда Суворова не ускользнуло, что побѣда уже въ рукахъ. Онъ убѣдился, что у Нови находятся всѣ силы французовъ, что теперь уже нечего опасаться за Тортону, и приказалъ Меласу обрушиться на вост. крыло неприятеля, а Розенбергу прибыть къ Ривальтѣ, Т.-е. вводился 4-й уступъ, а 5-й подводился къ полю сраженія.

Но Меласъ еще до приказанія, сейчасъ за Дерфельденомъ, направился впередъ по обоимъ бер. Скривіи. Это усердie Меласа

  1. Получая просьбы Края объ одновременномъ съ нимъ ударѣ, Багратіонъ посылалъ ординарцевъ къ Суворову за разрѣшеніемъ, но ординарцы не возвращались. Багратіонъ поѣхалъ самъ. Суворовъ, окруженный генералами, лежалъ на землѣ, завернувшись въ плащъ, и спалъ или дѣлалъ видъ, что спитъ. Едва Багратіонъ заговорилъ съ Дерфельденомъ, какъ Суворовъ вскочилъ и принялся задавать вопросы своему любимцу. Узнавъ про неудачу Края, онъ отдалъ указанныя выше распоряженія объ ударѣ. Петрушевскiй, II, 164).