Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

предъявителю полную номинальную цѣну, обозначенную на билетѣ. Такимъ образомъ, онъ есть не что иное, какъ форма кредита, и если мы вздумаемъ ограничить эту форму, то, по необходимости, получится другая; вмѣсто билетовъ, будутъ появляться векселя, что́ и доказано статистически.

Послѣдующій опытъ подтвердилъ этотъ взглядъ. Въ кризисы 1847 и 1857 годовъ дѣйствіе Пилевскаго закона было пріостановлено, выпускъ билетовъ дозволенъ въ размѣрахъ превышавшихъ установленную закономъ норму и — странное дѣло — именно это-то и ослабило кризисъ.

Мы попытаемся объяснить обстоятельнѣе причины этого явленія и для этого должны забѣжать въ нашемъ изложеніи на десять лѣтъ впередъ.

Пилевскимъ закономъ, какъ мы видѣли, количество могущихъ находиться въ обращеніи необеспеченныхъ банковыхъ билетовъ было опредѣлено по средней цифрѣ ихъ выпуска за предшествующія двадцать лѣтъ. Но съ этого времени, т. е., съ 1844 г., англійская промышленность успѣла чрезвычайно развиться, ввозъ и вывозъ болѣе чѣмъ удвоился такъ, что для обмѣновъ, производимыхъ при такой торговлѣ, понадобилось и большее количество денежныхъ знаковъ. Такъ какъ требовавшееся добавочное количество денежныхъ знаковъ не появлялось въ видѣ банковыхъ билетовъ, необозначенныхъ золотомъ, то мѣсто ихъ должно было занять золото. Между тѣмъ, хотя съ 1848 г. запасъ золота и успѣлъ значительно увеличиться, вслѣдствіе привоза этого металла изъ Австраліи, то за то, съ другой стороны, значительныя массы металла поглощались вывозомъ серебра въ Азію, убыль котораго Англія должна была возмѣщать золотомъ, а также усилившеюся роскошью, такъ что убытка въ благородныхъ металлахъ не было. При всемъ томъ, имѣвшагося запаса металлическихъ денегъ было бы достаточно, если-бы при наступленіи каждаго кризиса множество людей не старались стянуть къ себѣ и держать въ запасѣ какъ можно больше наличныхъ денегъ, которыя черезъ это извлекались изъ обращенія. Какъ скоро настаетъ паника, это припрятыванье наличныхъ денегъ становится явленіемъ эпидемическимъ, и, такимъ образомъ, могло случится, что торговля дѣйствительно одну минуту оставалась безъ денежныхъ средствъ, и что стѣсненіе черезъ это принимало угрожающіе размѣры. Разрѣшеніе банку усилить выпускъ билетовъ помогло въ затрудненіи этой минуты; уже одно извѣстіе объ этой мѣрѣ должно было вернуть на денежный рынокъ значительное количество денегъ, припрятанныхъ людьми, въ надеждѣ выгадать изъ затрудненія прибыльную спекуляцію для себя; такъ что въ 1847 г. банку не понадобилось даже воспользоваться даннымъ ему разрѣшеніемъ. Это доказывало, что кризисъ произошелъ не отъ недостатка въ капиталѣ, а отъ недостатка денежныхъ знаковъ въ обращеніи, потому что, будь дѣло въ недостаткѣ капитала, бѣдѣ нельзя бы было такъ скоро пособить, и мѣра эта, скорѣе напротивъ, вызвала бы бѣшенный натискъ публики въ банкъ и

Тот же текст в современной орфографии

предъявителю полную номинальную цену, обозначенную на билете. Таким образом, он есть не что иное как форма кредита, и если мы вздумаем ограничить эту форму, то по необходимости получится другая; вместо билетов будут появляться векселя, что и доказано статистически.

Последующий опыт подтвердил этот взгляд. В кризисы 1847 и 1857 годов действие Пилевского закона было приостановлено, выпуск билетов дозволен в размерах, превышавших установленную законом норму, и — странное дело — именно это-то и ослабило кризис.

Мы попытаемся объяснить обстоятельнее причины этого явления и для этого должны забежать в нашем изложении на десять лет вперед.

Пилевским законом, как мы видели, количество могущих находиться в обращении не обеспеченных банковых билетов было определено по средней цифре их выпуска за предшествующие двадцать лет. Но с этого времени, то есть с 1844 года, английская промышленность успела чрезвычайно развиться, ввоз и вывоз более чем удвоился, так что для обменов, производимых при такой торговле, понадобилось и большее количество денежных знаков. Так как требовавшееся добавочное количество денежных знаков не появлялось в виде банковых билетов, не обозначенных золотом, то место их должно было занять золото. Между тем хотя с 1848 года запас золота и успел значительно увеличиться, вследствие привоза этого металла из Австралии, но зато, с другой стороны, значительные массы металла поглощались вывозом серебра в Азию, убыль которого Англия должна была возмещать золотом, а также усилившеюся роскошью, так что убытка в благородных металлах не было. При всем том имевшегося запаса металлических денег было бы достаточно, если бы при наступлении каждого кризиса множество людей не старались стянуть к себе и держать в запасе как можно больше наличных денег, которые через это извлекались из обращения. Как скоро настает паника, это припрятывание наличных денег становится явлением эпидемическим, и, таким образом, могло случиться, что торговля действительно одну минуту оставалась без денежных средств, и что стеснение через это принимало угрожающие размеры. Разрешение банку усилить выпуск билетов помогло в затруднении этой минуты; уже одно известие об этой мере должно было вернуть на денежный рынок значительное количество денег, припрятанных людьми, в надежде выгадать из затруднения прибыльную спекуляцию для себя; так что в 1847 году банку не понадобилось даже воспользоваться данным ему разрешением. Это доказывало, что кризис произошел не от недостатка в капитале, а от недостатка денежных знаков в обращении, потому что, будь дело в недостатке капитала, беде нельзя бы было так скоро пособить, и мера эта скорее, напротив, вызвала бы бешеный натиск публики в банк и