Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/335

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

той нормы, которая установлена закономъ для выпуска билетовъ, — то правительство рекомендуетъ имъ удовлетворять немедленно потребности минуты и не замедлитъ съ своей стороны обратиться къ парламенту за утвержденіемъ тѣхъ мѣръ, которыя будутъ при-этомъ приняты.

Но этого рода учеты и ссуды должны были производиться не иначе, какъ за 10 проц. Правительство выговаривало себѣ даже, въ случаѣ надобности, право поднять этотъ процентъ еще выше. Излишекъ барыша, который получится отъ этихъ кредитовъ, долженствовалъ, по вычетѣ доли, приходящейся банку на покрытіе расходовъ по управленію и другихъ издержекъ, а такъ же на покрытіе риска, — поступить въ государственную кассу.

Резервъ билетовъ и звонкой монеты въ англійскомъ банкѣ состоялъ 26 мая еще изъ 830,865+557,351 ф. ст., а 2 іюня упалъ даже, до 415,410+444,570; въ этотъ промежутокъ консолидированный банкъ по неумѣлости своего правленія обанкротился (22 мая); та же участь постигла 7 іюня банкъ, существовавшій подъ фирмой Эгра и Мастермэнъ[1]; тѣмъ не менѣе къ этому времени резервъ билетовъ и звонкой монеты въ англійскомъ банкѣ успѣлъ снова подняться до 2,167,405 + 658,636. Теперь снова можно было подъ надежное обезпеченье получать ссуды; изъ за границы приходили заказы на покупку англійскихъ бумагъ лучшихъ фирмъ, а также государственныхъ фондовъ. 9 іюня положеніе денежнаго рынка снова настолько улучшилось, что недѣлю спустя уже раздавались жалобы на удержаніе дисконта на 10-ти проц. Простая пріостановка дѣйствія банковаго закона успѣла совершенно успокоить панику и кризисъ быстро и легко сталъ подвигаться къ изцѣленію. Такимъ образомъ въ третій разъ несостоятельность закона Пиля[2] была доказана фактами, — а между тѣмъ, законъ этотъ и понынѣ не устраненъ. Главный виновникъ кризиса, фирма Оверендъ, Герни и Ко, былъ постигнутъ вполнѣ заслуженнымъ наказаніемъ конкурса. Еще во время преобразованія старой фирмы въ акціонерное общество съ ограниченной отвѣтственностью „Economist“ высказался очень осторожно о достоинствѣ новыхъ акцій; 11 мая слѣдующаго (1866) года, тотъ же журналъ говоритъ слѣдующее: „въ то время мы не могли высказать то, что мы думали и что было всѣмъ извѣстно, а именно, что старая фирма успѣла, своимъ въ высшей степени опрометчивымъ веденіемъ дѣла, превратить одно изъ самыхъ выгодныхъ предпріятій въ цѣлой Англіи въ одно изъ самыхъ невыгодныхъ. Мы можемъ высказывать лишь то, что мы въ состояніи доказать, а поэтому мы не могли выразить наше тогдашнее воззрѣніе въ печати.

Истинная суть дѣла въ томъ, что старая фирма, дѣйствовавшая на началахъ неограниченной отвѣтственности, принимала, съ цѣлью получать высокіе проценты, ненадежныя обезпеченья“. Чтобы выпутаться изъ затрудненія и раздобыться новыми средствами для веденія дѣла, владѣльцы банка пре-

  1. Agra, Masterman. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
  2. Peel. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

той нормы, которая установлена законом для выпуска билетов, то правительство рекомендует им удовлетворять немедленно потребности минуты и не замедлит с своей стороны обратиться к парламенту за утверждением тех мер, которые будут при этом приняты.

Но этого рода учеты и ссуды должны были производиться не иначе, как за 10 проц. Правительство выговаривало себе даже, в случае надобности, право поднять этот процент еще выше. Излишек барыша, который получится от этих кредитов, долженствовал, по вычете доли, приходящейся банку на покрытие расходов по управлению и других издержек, а также на покрытие риска, — поступить в государственную кассу.

Резерв билетов и звонкой монеты в английском банке состоял 26 мая еще из 830 865 + 557 351 ф. ст., а 2 июня упал даже до 415 410 + 444 570; в этот промежуток консолидированный банк по неумелости своего правления обанкротился (22 мая), та же участь постигла 7 июня банк, существовавший под фирмой Эгра и Мастермэн[1]; тем не менее к этому времени резерв билетов и звонкой монеты в английском банке успел снова подняться до 2 167 405 + 658 636. Теперь снова можно было под надежное обеспечение получать ссуды; из-за границы приходили заказы на покупку английских бумаг лучших фирм, а также государственных фондов. 9 июня положение денежного рынка снова настолько улучшилось, что неделю спустя уже раздавались жалобы на удержание дисконта на десяти процентах. Простая приостановка действия банкового закона успела совершенно успокоить панику и кризис быстро и легко стал подвигаться к исцелению. Таким образом в третий раз несостоятельность закона Пиля[2] была доказана фактами, а между тем закон этот и поныне не устранен. Главный виновник кризиса, фирма Оверенд, Герни и Ко, был постигнут вполне заслуженным наказанием конкурса. Еще во время преобразования старой фирмы в акционерное общество с ограниченной ответственностью «Economist» высказался очень осторожно о достоинстве новых акций; 11 мая следующего (1866) года тот же журнал говорит следующее: «В то время мы не могли высказать то, что мы думали и что было всем известно, а именно, что старая фирма успела своим в высшей степени опрометчивым ведением дела превратить одно из самых выгодных предприятий в целой Англии в одно из самых невыгодных. Мы можем высказывать лишь то, что мы в состоянии доказать, а поэтому мы не могли выразить наше тогдашнее воззрение в печати.

Истинная суть дела в том, что старая фирма, действовавшая на началах неограниченной ответственности, принимала с целью получать высокие проценты ненадежные обеспечения». Чтобы выпутаться из затруднения и раздобыться новыми средствами для ведения дела, владельцы банка пре-

  1. Agra, Masterman. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
  2. Peel. — Примѣчаніе редактора Викитеки.