Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/420

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Національный банкъ уполномочивается производить, согласно съ своимъ уставомъ, учетъ векселей и выдачу ссудъ подъ цѣнныя бумаги, не стѣсняясь при этомъ относительно размѣра выпускаемыхъ имъ со сказанною цѣлью билетовъ — нормою, установленною отдѣломъ 2-мъ, параграфа 14-го своего устава“.

Распоряженіе это было препровождено директоромъ національнаго банка, который самъ о немъ и не думалъ ходатайствовать, и вслѣдствіе этого, а такъ же вслѣдствіе все еще не отмѣненнаго принудительнаго курса, очутился совсѣмъ въ иномъ положеніи, чѣмъ, напр., англійскій банкъ при аналогичныхъ обстоятельствахъ. Къ оффиціальной бумагѣ была приложена записка министра финансовъ Депретиса [1], слѣдующаго содержанія:

„Вашему превосходительству, конечно, извѣстно, что правительство не оставило безъ вниманія теперешнее ненормальное положеніе денежнаго рынка и рѣшило, въ случаѣ обстоятельства дѣйствительно того потребуютъ, употребить необходимыя чрезвычайныя мѣры для того, чтобы воспрепятствовать настоящему кризису, который до сихъ поръ ограничивался исключительно биржевымъ кругомъ, распространить свое дѣйствіе далѣе, ко вреду промышленности и торговли. Для предотвращенія этой то, грозящей намъ теперь, опасности, его величество, по предложенію совѣта министровъ, сдѣланному съ согласія королевско-венгерскаго правительства, изволилъ издать настоящій приказъ, въ силу котораго банкъ уполномочивается учитывать векселя и принимать подъ залогъ бумаги сообразно съ постановленіями своего устава, не стѣсняясь, относительно размѣра выпускаемыхъ съ этою цѣлью билетовъ — нормою, установленною параграфомъ 14 закона 18 марта 1872 г. Доводя о томъ до свѣдѣнія вашего превосходительства, я долженъ напереть на то, что правительство этою чрезвычайною мѣрою, имѣющею, само собою разумѣется, оставаться въ силѣ лишь до тѣхъ поръ, пока въ ней настоитъ крайняя надобность, — что правительство, говорю я, этою мѣрою имѣетъ въ виду исключительно воспрепятствовать поколебанію довѣрія въ кругахъ состоятельныхъ и надежныхъ въ дѣлѣ кредита, и предотвратить большія бѣдствія. Я вполнѣ надѣюсь, что національный банкъ лишь на столько воспользуется предоставленнымъ ему правомъ, насколько это необходимо для предотвращенія серьёзныхъ замѣшательствъ“.

Предостереженіе, высказанное въ концѣ этого письма, было излишне, ибо, какъ мы уже замѣтили выше, національный банкъ о пріостановкѣ банковаго закона не ходатайствовалъ. Предостереженіе министра было подраженіемъ тѣхъ рѣчей, съ которыми англійское правительство обращалось къ англійскому банку въ 1847, 1857 и 1866 годахъ; но англійскій банкъ былъ совсѣмъ въ другомъ положеніи, и пріостановка закона послѣдовала по иниціативѣ его правленія.

По 14 параграфу банковаго закона 8 іюля 1862 г., „правленіе австрій-

  1. В издании 1890 года — «von Pretis» (фон Претис). — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

Национальный банк уполномочивается производить, согласно с своим уставом, учет векселей и выдачу ссуд под ценные бумаги, не стесняясь при этом относительно размера выпускаемых им с указанною целью билетов — нормою, установленною отделом 2, параграфа 14 своего устава».

Распоряжение это было препровождено директором национального банка, который сам о нем и не думал ходатайствовать, и вследствие этого, а также вследствие все еще не отмененного принудительного курса, очутился совсем в ином положении, чем, например, английский банк при аналогичных обстоятельствах. К официальной бумаге была приложена записка министра финансов Депретиса[1], следующего содержания:

«Вашему превосходительству, конечно, известно, что правительство не оставило без внимания теперешнее ненормальное положение денежного рынка и решило, в случае обстоятельства действительно того потребуют, употребить необходимые чрезвычайные меры для того, чтобы воспрепятствовать настоящему кризису, который до сих пор ограничивался исключительно биржевым кругом, распространить свое действие далее, ко вреду промышленности и торговли. Для предотвращения этой-то грозящей нам теперь опасности его величество, по предложению совета министров, сделанному с согласия королевско-венгерского правительства, изволил издать настоящий приказ, в силу которого банк уполномочивается учитывать векселя и принимать под залог бумаги сообразно с постановлениями своего устава, не стесняясь относительно размера выпускаемых с этою целью билетов — нормою, установленною параграфом 14 закона 18 марта 1872 г. Доводя о том до сведения вашего превосходительства, я должен напереть на то, что правительство этою чрезвычайною мерою, имеющею, само собою разумеется, оставаться в силе лишь до тех пор, пока в ней настоит крайняя надобность, — что правительство, говорю я, этою мерою имеет в виду исключительно воспрепятствовать поколебанию доверия в кругах состоятельных и надежных в деле кредита, и предотвратить большие бедствия. Я вполне надеюсь, что национальный банк лишь на столько воспользуется предоставленным ему правом, на сколько это необходимо для предотвращения серьезных замешательств».

Предостережение, высказанное в конце этого письма, было излишне, ибо, как мы уже заметили выше, национальный банк о приостановке банкового закона не ходатайствовал. Предостережение министра было подражанием тех речей, с которыми английское правительство обращалось к английскому банку в 1847, 1857 и 1866 годах, но английский банк был совсем в другом положении, и приостановка закона последовала по инициативе его правления.

По 14 параграфу банкового закона 8 июля 1862 г., «правление австрий-

  1. В издании 1890 года — «von Pretis» (фон Претис). — Примѣчаніе редактора Викитеки.