Перейти к содержанию

Страница:Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого (1846).djvu/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


чепа, Мглина́, Дро́кова, жолнѣровъ выгнало посполство самихъ тихъ городовъ, много оныхъ погромивши.


РОКУ 1653.

Янъ Казимѣръ, король полскій, ску́пилъ войска коронные, якъ юже́ трава стала, и сталъ обозомъ подъ Камянцемъ Подолскимъ. О чомъ гетма́нъ Хмелницкій вывѣдавшися, послалъ до Крыму по орду, зъ которою и самъ ханъ выйшолъ. И гетманъ Хмельницкій, ску́пивши войско козацкое и поспо́лу зъ ордами ру́шилъ противно короля, зоставивши часть войска подъ Чернѣговомъ, то есть полка: Нѣжинскій, Переяславскій и Чернѣговскій, противно войска литовского, которое зоставало обозомъ подъ Речицею, придавши козакамъ килко мурзъ орды Ивановѣ Золотаре́нковѣ, шуриновѣ своему, который полковникомъ нѣжинскимъ зоставалъ. А самъ Хмелницкій гетманъ зъ войсками козацкими и ордами потягнулъ противно короля, которого и засталъ подъ Камянцемъ Подолскимъ. И тамъ, маючи зъ собою утарчку, старался король полскій усѣма́ силами, жебы отъ Хмелницкого орду оторвати и пріязнь ихъ розорвати, що усе великими подарками и обѣщаннмъ дани давати, тилко дабы отступили отъ козаковъ. Аже тотъ непріятель радъ бы усѣхъ христіянъ въ нѣвець обернути, почалъ ся схиля́ти до згоды зъ королемъ и ре́чю посполи́тою. Очемъ Хмелницкій постерегши, высылаетъ посла своего Григорія Гуляницкого до его царского величества къ Москвѣ, стараючись о пріязнь; а напотомъ, юже́ видячи непріязнь хана зъ ордами, отступаетъ отъ Камянца албо отъ Гусятина сторожне зъ войскомъ и прійшолъ въ цѣлости на Украину (А ханъ зъ ордами у свою землю пойшолъ) и выславъ своихъ пословъ къ его царскому величеству въ Москву, юже́ щире поддаючися.

……[1]

И въ томъ же 1654 годѣ присланный бываетъ отъ его царского пресвѣтлого величества Алексѣя Михайловича, всея Россіи Самодержца, ближній бояринъ и дворецкій Василій Василіевичъ Бутурлинъ, изъ иными бояре и многими столниками и дворяны, великимъ посломъ до гетмана Хмельницкого по жаданню его и усего войска Запорожского, чинячи постанову, якъ маютъ зоставати подъ высокодержавною его царского величества рукою. Задля которыхъ великихъ его царского величества пословъ зложилъ гетманъ Хмелницкій зъѣздъ въ Переясловлю усѣмъ полковникамъ, сотникамъ и атаманню и самъ пріѣхалъ въ Пероясловль на день Богоявленія Господня, и тамъ рада была, где усѣ полковники и сотники съ товари́ствомъ, при нихъ будучимъ, поз-

  1. Здѣсь пропущены мною, П. К., переписка и договоры гетмана Богдана Хмельницкаго съ царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ, ибо они вписаны лѣтописцемъ, вѣроятно, изъ гродскихъ книгъ и ничемъ не разнятся противъ помѣщенныхъ у Бантыша-Каменскаго, Маркевича и въ 3-мъ томѣ Собранія Государственныхъ грамматъ и договоровъ.
Тот же текст в современной орфографии

чепа, Мглина́, Дро́кова, жолнеров выгнало посполство самих тих городов, много оных погромивши.


РОКУ 1653.

Ян Казимер, король полский, ску́пил войска коронные, як юже́ трава стала, и стал обозом под Камянцем Подолским. О чом гетма́н Хмелницкий выведавшися, послал до Крыму по орду, з которою и сам хан выйшол. И гетман Хмельницкий, ску́пивши войско козацкое и поспо́лу з ордами ру́шил противно короля, зоставивши часть войска под Чернеговом, то есть полка: Нежинский, Переяславский и Чернеговский, противно войска литовского, которое зоставало обозом под Речицею, придавши козакам килко мурз орды Иванове Золотаре́нкове, шуринове своему, который полковником нежинским зоставал. А сам Хмелницкий гетман з войсками козацкими и ордами потягнул противно короля, которого и застал под Камянцем Подолским. И там, маючи з собою утарчку, старался король полский усема́ силами, жебы от Хмелницкого орду оторвати и приязнь их розорвати, що усе великими подарками и обещаннм дани давати, тилко дабы отступили от козаков. Аже тот неприятель рад бы усех християн в невець обернути, почал ся схиля́ти до згоды з королем и ре́чю посполи́тою. Очем Хмелницкий постерегши, высылает посла своего Григория Гуляницкого до его царского величества к Москве, стараючись о приязнь; а напотом, юже́ видячи неприязнь хана з ордами, отступает от Камянца албо от Гусятина сторожне з войском и прийшол в целости на Украину (А хан з ордами у свою землю пойшол) и выслав своих послов к его царскому величеству в Москву, юже́ щире поддаючися.

……[1]

И в том же 1654 годе присланный бывает от его царского пресветлого величества Алексея Михайловича, всея России Самодержца, ближний боярин и дворецкий Василий Василиевич Бутурлин, из иными бояре и многими столниками и дворяны, великим послом до гетмана Хмельницкого по жаданню его и усего войска Запорожского, чинячи постанову, як мают зоставати под высокодержавною его царского величества рукою. Задля которых великих его царского величества послов зложил гетман Хмелницкий зъезд в Переясловлю усем полковникам, сотникам и атаманню и сам приехал в Пероясловль на день Богоявления Господня, и там рада была, где усе полковники и сотники с товари́ством, при них будучим, поз-

  1. Здесь пропущены мною, П. К., переписка и договоры гетмана Богдана Хмельницкого с царем Алексеем Михайловичем, ибо они вписаны летописцем, вероятно, из гродских книг и ничем не разнятся против помещенных у Бантыша-Каменского, Маркевича и в 3-м томе Собрания Государственных граммат и договоров.