Перейти к содержанию

Страница:Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого (1846).djvu/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


е. сентября 1 дня, до Нѣжина козаковъ своихъ послалъ, юже на тое маючи змову зъ Васютою Золотаренкомъ, а звлаща въ небытности Гуляницкого полковника, который на тотъ часъ отъѣхалъ былъ до Корсуна, аже сторожи не было жолнѣрской у брамахъ, увойшовши козацство въ мѣсто, крикнули на людей жебы Ляховъ били. И заразъ поспольство кинулося съ тими козаками и за годину всѣхъ жолнеровъ выбили, которыхъ было корогвій 5, нѣкого не щадячи, же не звыкли давати стацій жолнѣрамъ. А зъ Нѣжина заразъ по усѣхъ городахъ, где были въ Чернѣговѣ, Березной Менѣ и инныхъ. А рейментара ихъ пана Немѣрича, за Кобизчою подъ селомъ Свидовцемъ нагнавши, забили и хто при нему былъ, никого не живячи. И того жъ часу послали до Путивля до боярина и князя Трубецкого, жебы наступовалъ зъ войскомъ московскимъ подъ Нѣжинъ зъ войсками. Що видячи князь Трубецкій, же старшина козацкая до оныхъ пріѣхала, также и изъ Кіева маючи вѣдомость; же Выговского жолнѣровъ выбито, рушилъ просто на Нѣжинъ, и изъ Нѣжина выславши посланцовъ козацкихъ до его царского величества и своихъ, зъ войсками рушилъ подъ Переяславль. О чомъ почувши гетманъ Выговскій, выйшолъ у войско подъ Бѣлую церковь, хотячи полки купити, но оному послушенства не отдавали, ибо молодый Хмелницкій Юрій выйшолъ до войска, до которого ся привернули всѣ полки зъ волостми и Сѣрко зъ запорожцями. Итако мусѣлъ Выговскій, зоставивши жону въ Чигиринѣ, уходити въ Полщу, до которого козаки посылали по гарматы и знаки войсковые, що онымъ одни поотдавалъ, а другіе зъ собою попровадилъ въ Полщу; которому надано Баръ и инные городы въ Полщи. А войско, остановившися за Переяславлемъ московское, где скупилися и усѣ полки заднѣпрскіе, и учинивши раду, едностайне на тое зезволившися, обоихъ сторонъ козацство оббрали гетманомъ совершенно Юрія Хмелницкого, которому гетманство здавалъ князь Трубецкій. Итакъ заразъ зъ тоей рады воеводъ постановили въ Переяславлю, Нѣжинѣ и Чернѣговѣ зъ войсками. А князь Трубецкій повернулъ зъ войсками въ Москву. А гетманъ Юрій Хмелницкій, прійшовши въ Чигиринъ, росказалъ доставати замку Чигиринского, въ которомъ сидѣла жена Выговского зъ своимъ людомъ и тими, хто былъ зычливымъ Выговскому, которыхъ достали и усю мае́тность порабовали, а жену Выговскому одослали на прозбу его. Итакъ трохи вспокоили Украину. А того лѣта въ Литвѣ войско литовское князь Долгорукій збилъ и гетмана литовского Каневскаго поймалъ и на Москву до его царского величества отпровадилъ.


РОКУ 1660.

Въ Борисовѣ починается комисія, на которую и насъ козаковъ стягано, и былисмо, зась тая комисія фортелемъ отправовалася, бо певне князь Хованскій зъ войсками его царского величества войско литовское розбилъ подъ Ляховичами и тамъ неподалеку сталъ.

Тот же текст в современной орфографии

е. сентября 1 дня, до Нежина козаков своих послал, юже на тое маючи змову з Васютою Золотаренком, а звлаща в небытности Гуляницкого полковника, который на тот час отъехал был до Корсуна, аже сторожи не было жолнерской у брамах, увойшовши козацство в место, крикнули на людей жебы Ляхов били. И зараз поспольство кинулося с тими козаками и за годину всех жолнеров выбили, которых было корогвий 5, некого не щадячи, же не звыкли давати стаций жолнерам. А з Нежина зараз по усех городах, где были в Чернегове, Березной Мене и инных. А рейментара их пана Немерича, за Кобизчою под селом Свидовцем нагнавши, забили и хто при нему был, никого не живячи. И того ж часу послали до Путивля до боярина и князя Трубецкого, жебы наступовал з войском московским под Нежин з войсками. Що видячи князь Трубецкий, же старшина козацкая до оных приехала, также и из Киева маючи ведомость; же Выговского жолнеров выбито, рушил просто на Нежин, и из Нежина выславши посланцов козацких до его царского величества и своих, з войсками рушил под Переяславль. О чом почувши гетман Выговский, выйшол у войско под Белую церковь, хотячи полки купити, но оному послушенства не отдавали, ибо молодый Хмелницкий Юрий выйшол до войска, до которого ся привернули все полки з волостми и Серко з запорожцями. Итако мусел Выговский, зоставивши жону в Чигирине, уходити в Полщу, до которого козаки посылали по гарматы и знаки войсковые, що оным одни поотдавал, а другие з собою попровадил в Полщу; которому надано Бар и инные городы в Полщи. А войско, остановившися за Переяславлем московское, где скупилися и усе полки заднепрские, и учинивши раду, едностайне на тое зезволившися, обоих сторон козацство оббрали гетманом совершенно Юрия Хмелницкого, которому гетманство здавал князь Трубецкий. Итак зараз з тоей рады воевод постановили в Переяславлю, Нежине и Чернегове з войсками. А князь Трубецкий повернул з войсками в Москву. А гетман Юрий Хмелницкий, прийшовши в Чигирин, росказал доставати замку Чигиринского, в котором сидела жена Выговского з своим людом и тими, хто был зычливым Выговскому, которых достали и усю мае́тность порабовали, а жену Выговскому одослали на прозбу его. Итак трохи вспокоили Украину. А того лета в Литве войско литовское князь Долгорукий збил и гетмана литовского Каневского поймал и на Москву до его царского величества отпровадил.


РОКУ 1660.

В Борисове починается комисия, на которую и нас козаков стягано, и былисмо, зась тая комисия фортелем отправовалася, бо певне князь Хованский з войсками его царского величества войско литовское розбил под Ляховичами и там неподалеку стал.