Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 148 —

гались у нас на полицию (X, 2, ст. 6, 10, 21 и след.), а теперь поручены мировым судам независимо от рода и цены имуществ, если со времени нарушения владения прошло не более 6 месяцев (Уст. 29, п. 4). Напротив, споры о праве, если имущество недвижимое или цена иска свыше 500 руб., разрешаются общими судебными местами (31, п. 1, 202 Уст.).

Дела первого рода назывались у нас прежде „бесспорными делами о завладениях“ или „делами о насильном и самоуправном завладении“, а в Уставе гр. суд. они названы „делами о восстановлении нарушенного владения“. Вся эта терминология не совсем точна; правильнее было бы назвать их „делами по защите владения“ или просто „защитою владения“, но закон не употребляет этого названия, вероятно, потому, что слово „владение“ у нас довольно двусмысленно, иногда и право собственности зовется у нас просто владением, а собственник владельцем.

Иск о защите владения может иметь целью или охранение существующего владения (interdicta retinendae possessionis, complainte, possessorium ordinarium и summariissimum, injunctions, einstweilige Verfügungen, operis novi nunciatio[1] и проч.), или же возвращение нарушенного и отнятого владения (interdicta recuperandae possessionis, remedium spolii, reintegrande). Кроме того, можно представить себе еще иск о получении владения, которого истец вовсе не имел до предъявления иска (interdicta adipiscendae possessionis)[2] и которого он домогается на основании какого-нибудь акта приобретения, например, по завещанию, по праву законного наследования, по купле-продаже и т. п. Впрочем, последний разряд исков вытекает уже не из владения и направлен не к защите, а, напротив, к перемене владения. Только два первые разряда исков относятся собственно к делам о защите владения, и термин, употребленный Уставом гр. суд. для обозначения этих дел („дела о восстановлении нарушенного владения“) обнимает ту и другую группу их.

Иски об охранении существующего владения[3] зависят от следующих условий: 1) необходимо, чтобы истец в момент предъявления иска состоял в действительном владении имуществом (движимым или недвижимым). Это владение может быть весьма различно по своим основаниям и по своему характеру. Так, оно может быть основано на праве собственности (X, 1, 420 и 513), на праве пожизненного владения (X, 1, 116 и прилож.), на праве общего владения (71 г. Кас. 743, д. Степанова, 69 г. Кас. 1112, д. Кованьки, contra 72 г. Кас. 472, д. Сая и Победон. § 118а), на праве пользования по найму или аренде[4] и т. п. актам (X, 1, 514), или даже на незаконном осно-

  1. Heinzerling, Novioperis Nunciatio в civ. Arch. m. 53, об отношении к интердиктам, § 12-й.
  2. По римскому праву сюда относятся: int. quorum bonorum, int. fraudatorium, quod legatorum, Salvianum, int. „quo itinere venditor usus est, quominus emtor utatur, vim fieri veto.“
  3. В римском праве известны были два interdicta retinendae possessionis: uti possidetis по отношению в недвижимым имуществам, и utrubi по отношению к движимости. В современном праве оба они совершенно сравнены между собою.
  4. 70 г. Кас. 1627, д. Бережного неправильно мотивировано. Пользование имело здесь прекарный хараккер (precario ab abversario). Ср. далее в тексте. Поэтому нельзя