Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/172

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 161 —

полож. о пошл. ст. 2, п. 11), потому что только при этом условии поставка образует элемент торгового оборота (Уст. Торг. 1300, 1301). Впрочем, материал может быть обработан в заведении ремесленника и поставка таких изделий в другое заведение для перепродажи будет также торговою операциею (Уст. Т., 520. Спб. К. Суда в марте 67 г., по д. Флотара с Мареско).

Вообще, как уже замечено выше, здесь открывается широкое поле для казуистики и пререканий. Вопрос усложняется еще вследствие того, что в дополнение и изменение к торговому уставу издано в 65 году новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, которое причисляет к торговым действиям разные промыслы, неизвестные торговому уставу. Как закон чисто финансовый, оно не имело в виду изменять пределы ведомства коммерческих судов и остается без влияния на них (68 г. Кас. 767, д. Общ. страх. кладей), но выставленный им перечень „торговых действий“ может путать практику и особенно самих тяжущихся, которые прежде всего должны решить для себя вопрос, какому суду подлежит их дело.

Из правил, нами изложенных, есть одно исключение. Именно споры по покупке и продаже товаров на наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках, не подлежат ведомству коммерческих судов (Уст. Т. 1303). Это исключение, однако, не следует распространять далее буквального его смысла и нельзя сказать с кассационным департаментом Сената, будто торговый оборот по значению своему непременно предполагает товар, взятый в кредит для торговли (68 г. Кас. 434, д. Пестрикова). Зачем же непременно в кредит?

Кроме основных операций товарной торговли, как уже замечено выше, существует целый ряд вспомогательных операций по транспорту и хранению товаров. Здесь обращает на себя внимание прежде всего вполне определенная группа торговых дел по морскому праву, которая, именно вследствие своей замкнутости и определенности, относится к ведомству особых (адмиралтейских) судов даже в тех странах, например, в Англии, где нет коммерческих судов[1]. Сюда принадлежат все вообще дела по построению, покупке, владению, найму и фрахту купеческих кораблей и судов, по отношениям между совладельцами их, судохозяевами, корабельщиками и прочим экипажем корабля, по морскому страхованию, аварии, бодмерее и кораблекрушению (Уст. Торг. 1301, п. 3, 1302, п. 4 и 5).

Что касается сухопутного транспорта, то только дела по отправлениям и перевозке товаров для торговли подлежат ведомству коммерческих судов. Так, например, если бы кто отправил салоп своей родственнице через общество транспортирования кладей, отношение по этому транспорту не было бы торговым (68 г. Кас. 756, д. рос. общ. страх. и трансп. кладей). То же самое следует заметить

  1. Впрочем, по закону 5 августа 1873 г. адмиралтейский суд должен составить только особое отделение общих судов; кроме того, дела по морскому праву на весьма значительную сумму подлежат ведомству графских судов. В Северной Америке дела по морскому праву предоставлены общим судам союза, в особых отделениях, именно: District Courts, Circuit Courts и Supreme Court. См. Parsons, on shipping a. admiralty 69 г., т. II, стр. 191 и след.