Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/177

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 166 —

203, 1339. Уст. Торг. 1525), во время вручения ему повестки о явке по иску[1].

В древнейшие века истории каждого народа, пока пути сообщения и взаимные деловые сношения между разными местностями еще не развиты, люди живут и умирают обыкновенно в той же самой местности, где родились и выросли вместе с своими сверстниками и родичами. Каждое племя живет особняком на своей территории и относится враждебно к другим местностям, занятым другими племенами. Вот почему в то время подсудность определяется местом рождения или происхождения ответчика (origo, forum originis). Каждый считает себя вправе отвечать перед своими родными судами и это было вполне естественно в то время, когда место жительства обыкновенно совпадало с местом рождения или происхождения.

Но с развитием общественного быта, с улучшением путей сообщения эта замкнутость родовых и племенных союзов постепенно слабеет и разрушается. Появляются разнообразные занятия и промыслы, которые отвлекают людей от родного дома и заставляют их селиться вдали от своих родичей, там, где открывается возможность наиболее выгодного приложения труда или промысла каждого лица в особенности. Переселения из одной местности в другую усиливаются прогрессивно, по мере того, как разнообразятся занятия, улучшаются пути сообщения и приложение труда к разработке естественных богатств природы становится более и более свободным. Вследствие этого передвижения хозяйственных сил, древнее начало подсудности естественно должно измениться. Когда лицо, рожденное в одной местности, переселилось в другое место, подчиненное другим судам и, может быть, даже другим законам, его подсудность должна определяться именно этим новым местом его оседлости. Взамен места рождения или происхождения выступает теперь другое начало подсудности — место жительства (domicilium, forum domicilii). В истории можно проследить борьбу этих двух начал, но для настоящего времени она не имеет интереса, потому что теперь родовое или племенное начало подсудности совершенно оставлено и вытеснено чисто территориальным началом — подсудностью по месту жительства.

Место жительства полагается там, где кто по своим занятиям, промыслам, или по своему имуществу, либо по службе военной или гражданской, имеет оседлость или домашнее обзаведение (Уст. 204). По своей связи со всею хозяйственною и общественною деятельностью лица, место жительства есть гражданское право лица, его собственность или имущество, часто дорого стоящее, потому что с местом жительства часто неразрывно связано существование промышленного или торгового заведения, связаны разные деловые отношения, знакомства, выгодное для торговли местоположение и т. п. Вот почему законы о месте жительства в западноевропейских государствах вносятся обыкновенно в уложения или своды законов гражданских и

  1. Побед. § 41. Остз. Пр., § 26. Contra 68 г. Кас. 762, д. Пестряковой: „во время предъявления иска“. Джаншиев в „Суд. В.“ 1875 г. № 39.