Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 190 —

ских и не объявленное несостоятельным должником или расточителем. Но из этого не следует, что каждое такое лицо имеет и право отыскивать известный дом или участок земли в свое владение или производить взыскание по известному обязательству, не следует. что каждое такое лицо обязано и отвечать по каждому иску, И наоборот, например, малолетнее лицо может иметь право на иск по какому-нибудь обязательству, дошедшему до него от наследодателя, но в то же время неспособно провести этот иск в процессе.

Право на иск и ответственность по иску суть понятия материального гражданского права. Они входят в теорию процесса только потому, что процесс предполагает исковое материальное отношение между тяжущимися сторонами. Право на иск и ответственность по иску суть принадлежности этого искового отношения: они указывают на то, что известное лицо занимает положение субъекта или стороны в этом исковом отношении. Задача процесса состоит именно в раскрытии и разрешении искового материального отношения; отсюда следует, что вопросы о том, имеет ли истец право на иск и обязан ли ответчик отвечать по этому иску, относятся к существу дела и должны быть рассмотрены судом вместе со всеми обстоятельствами дела. Положим, лицо А предъявляет иск к лицу Б; подача искового прошения еще не доказывает ни того, что лицо А имеет право иска, ни того, что лицо Б обязано отвечать по этому иску. Материальное отношение между сторонами не видно в самом начале процесса, оно может быть разъяснено только впоследствии, по выслушании сторон и по рассмотрении обстоятельств дела. И естественно на истце лежит обязанность доказать как то, что он имеет право на иск (legitimatio activa), так и то, что именно лицо, к которому иск предъявлен, обязано отвечать по этому иску[1] (legitimatio passiva). Нападая на известное лицо, он должен и оправдать, легитимировать это нападение с той и другой стороны. Затем, по этому вопросу о легитимации может открыться спор, который и разрешается обыкновенно в связи с рассмотрением дела по существу.

Есть, однако, случаи, где этот вопрос о легитимации сторон не совпадает с рассмотрением иска по существу, а составляет нечто отдельное и может быть разрешен особо, еще до обсуждения основательности иска по самому его содержанию. Ввиду этих-то случаев процессуалисты и говорят о легитимации сторон, как о чем-то особенном, различном от права иска (actio) или возражения (exceptio) по существу дела, а некоторые старые законодательства требовали даже, чтобы этот вопрос о легитимации сторон всегда разрешался судом прежде рассмотрения дела по существу[2].

Таковы именно случаи, когда истец осуществляет право

  1. В тех делах, где нет определенного ответчика, как иногда бывает в делах о правах состояния, конечно, нет и надобности доказывать пассивную легитимацию.
  2. Прус. G. O. 1, 10, § 79—81, относит exceptio deficientis legitimationis ad causam к разряду exceptiones litis ingressum impedientes. Позднейшим законом 21 июля 1846 г., § 5, lit. d., это правило отменено. См. Koch, Pr. Civilpr. § 87.