Перейти к содержанию

Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 99 —

именно предложения восстановить прежние экзамены при судах и систематическую подготовку практиков[1]. В последние годы комиссия национального собрания, о которой мы уже упоминали, предложила эти же меры и с своей стороны, установив строгие условия теоретического образования и практической подготовки кандидатов, удостоверяемой судебными экзаменами[2].

В России, как во Франции, университетский диплом дает право на вступление в судебную службу без дальнейших испытаний. Но в прежнее время и вообще юридическое образование требовалось у нас только в исключительных случаях. Правительство не могло предпринять мер к замещению всех судебных должностей лицами, к званию судьи приготовленными, с одной стороны потому, что лица с специальным юридическим образованием были у нас большою редкостью, а с другой — потому, что прежние практики, заменявшие юридическое образование судебною рутиною, не имели таких качеств, чтобы им можно было вверить самостоятельные и важные должности не только высших, но даже и низших судей (журн. соединенных департаментов государственного совета, № 65, стр. 293). В средних и низших инстанциях судьи были выборные и главным делом считалось то, чтобы судья был дворянин, купец и т. д. Предполагалось, что дворяне, как служилый класс, естественно способны к службе военной и гражданской и что купцам ближе всего знать торговое право, как податному народу свои обычаи, духовенству — законы церкви. Эти предположения не всегда оправдывались на деле и законодательство должно было изыскивать средства гарантировать правосудие даже и при таких условиях. За выборным, периодически сменявшимся составом судов стояли канцелярии, чины которых были постоянные, служили по назначению и, выходя из долголетней практической школы, обладали навыком к закону, а иногда, особенно в высших инстанциях, были из училища правоведения или даже из университетов. На этих-то законников и была возложена обязанность подводить к делам законы для руководства судей, с распискою секретаря, что узаконения приличные означены все и более приличных узаконений не имеется (X, 2, 461). В коммерческих судах таким законником, кроме секретаря, был еще и сам председатель суда, выбиравшийся из чиновников не ниже VI класса (с 1862 г. от них требуется предварительная практика по судебной части или по торговому управлению); в их-то руках и сосредоточивалось все делопроизводство, потому что члены-купцы естественно следовали за юристами. Даже в сенате члены судебных департаментов не всегда были юристами. Сенаторы назначались из первых трех классов чинов гражданских и военных с сохранением военного их звания или с переименованием, по высочайшему усмотрению (Учр. сен. ст. 5 и 6), за их заслуги на военном поприще или в гражданских административных должностях; оттого и здесь господствовали канцелярии.

Одним из важнейших результатов судебной реформы надобно считать то, что она обратила серьёзное внимание на необходимость

  1. Bordeaux, phil. de la pr. civ. стр. 159 и след. Regnard, L’Organis. jud. стр. 88 и след.
  2. De-Clery, l. cit.