Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/219

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 208 —

дела, чем сам истец или ответчик. Это пособничество удовлетворяет действительную потребность тяжущихся, оно облегчает им судебную защиту прав. Но наряду с этою потребностью существует еще и другая, не менее важная и настоятельная. Для защиты прав на суде недостаточно быть знакомым с фактами дела, нужно понимать еще юридическое значение этих фактов, уметь изложить их пред судом устно или письменно, раскрыть ему юридическую сторону дела, и, кроме того, нужно еще знать разные формы и обряды процесса, установленные законом. Чем более развивается быт народа, тем сложнее становится система его права и процесса, а вместе с тем возрастает потребность в специальном изучении этой системы. Люди, не изучавшие ее, занятые какими-нибудь другими делами — земледелием, торговлею или промыслами, при всем своем уме, образовании и житейской опытности, обыкновенно не в состоянии овладеть юридическим языком и массою положительных юридических сведений, когда им приходится вести дело в суде. Они нуждаются в помощи человека, ближе знакомого с этою техникою права и правосудия, человека, ходившего по судам или изучавшего законы и науку права, нуждаются в юридической поддержке для судебного осуществления или охранения своих прав. Эту юридическую поддержку можно назвать правозаступничеством. Она выражается в весьма разнообразных действиях, отличительная черта которых состоит в том, что они только помогают тяжущемуся в его деле, поддерживают его с юридической стороны, но не заменяют его лица в процессе, не устраняют его личной самодеятельности, прав и обязанностей по ведению дела. Сюда относятся, наприм., подача юридических советов тяжущимся (так наз. юридические консультации), сочинение судебных бумаг для той или другой стороны, произнесение судебных речей в защиту ее и т. п. Во всех этих случаях мы предполагаем, что тяжущийся желает сам вести свое дело и смотреть за своими интересами на суде; он нуждается только в юридической поддержке своих собственных действий, но не хочет, чтобы ходок закона совершенно заменил его в процессе.

Но есть другие случаи, где именно такая замена тяжущегося оказывается необходимою или составляет потребность его. Разного рода обстоятельства, наприм. болезнь, отлучка, занятия, могут мешать ему вести свое дело в суде лично. Отсутствие дееспособности, наприм. по несовершеннолетию, по ненормальному состоянию умственных сил и т. п., ведет необходимо к тому же результату — к замене тяжущейся стороны другим лицом. Эта замена называется представительством и отличительная черта этого отношения состоит в том, что здесь одно лицо (представитель) действует в процессе вместо другого лица (представляемого), так что последствия его деятельности отражаются на этом представляемом лице. Дело ведет здесь представитель, а судебное решение постановляется и приводится в исполнение в пользу или против того лица, которое он заменял на суде.

То и другое явление, заступничество и представительство в процессе, соответствуют каждое особым потребностям юридического быта и могут существовать одно подле другого с своим особым характером и с особыми последствиями. Даже один и тот же тяжущийся в одном и том же процессе может выставить вместо