Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/223

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 212 —


Средневековые итальянские города оставили нам много памятников законодательства об адвокатуре и судебном представительстве вообще[1]. Из них видно, что адвокатское сословие продолжало существовать и в средневековой Италии и наряду с ним, по крайней мере в некоторых городах, действовали особые стряпчие (procuratori)[2]. Число ординарных адвокатов, например, в Венеции, было ограничено штатами, но допускались и сверхштатные (extraordinari), существовало, кроме того, особое сословие ходатаев по делам (sollicitadori), которые путем судебной практики подготовлялись к адвокатскому званию[3]. Для допущения этих ходатаев к практике установлены были разные условия, например, экзамен пред советом адвокатов (avogaria).

Во Франции мы опять встречаемся с двумя отдельными сословиями адвокатов (avocats) и стряпчих (procureurs, postulants, впоследствии avoués). Раздельность этих сословий, запрещение соединять ту и другую карьеру основывается еще на законе 1327 г. В революционную эпоху сделана была попытка слить эти сословия в один класс (avoués). Такова именно была мысль учредительного собрания, которое, отменив корпорации адвокатов, продажность и наследственность должностей прежних стряпчих (procureurs), предоставило поверенным по судебным делам (avoués) как ведение дел вообще, так и устную защиту тяжущихся. Но национальный конвент отменил потом и это звание avoués, а при Наполеоне I то и другое сословие было восстановлено и каждое получило опять свою отдельную организацию. Так это остается во Франции и до сих пор[4]. Но кроме того при коммерческих судах существуют еще особые присяжные стряпчие — agréés, при мировых судьях — ходатаи (defenseurs) и вообще множество так называемых agents d’affaires[5].

К занятиям стряпчего (avoué) допускаются не всегда лица, окончившие курс юридических наук[6]; требуется только пятилетняя практика (clericature) в качестве письмоводителя у стряпчего. Впрочем, главное дело не в этих условиях, а в том, что лицо, желающее получить место стряпчего, должно сначала приобресть это место частным путем. Каждый стряпчий имеет право представления кандидатов на свое место, т. е. назначает себе преемника по собственному выбору. Хотя формальное определение на должность стряпчего зависит от правительства, но правительство утверждает только представленных ему кандидатов, потому что это представление осно-

  1. Stat. Genuae, кн. 3, гл. 9 и след. Stat. Veneta, стр. 150—157, 166, ss. 230, 295 ss. Stat. Bonon. cum schol. Annib. Monterentii, т. 1, стр. 123 и след. Corpus juris Canon., l. com. de advocatis et postulantibus.
  2. В Rota Romana различие между адвокатами и стряпчими (causarum patrionil поддерживалось постоянно. См. Borsari nota к ст. 156. C. di pr. В Генуе существовала особая collegium causidicorum.
  3. St. Veneta, стр. 166 и след. О них упоминается и в стат. Генуи, l. cit.
  4. Действующие законы об этом предмете см. в Lois usuelles р. Roger et Sorel, v. Avocats, Avoués, Ecoles de droit. Только при кассационном суде стряпчие и адвокаты — одни и те же лица.
  5. См. о них Bordeaux, стр. 212 ss.
  6. Закон XII г. требовал этого, но на практике он не получил применения. Bordeaux, стр, 226, прим. Allard, стр. 35—6.