Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/233

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 222 —

присяжный поверенный должен кормиться у дел своего округа, не отнимая доходных статей у своих собратий других округов. Закон допускает здесь только одно исключение, на те случаи, когда дело, начавшись в одном округе, переносится в другой, наприм., вследствие кассации решения. В этих случаях тяжущемуся было бы иногда весьма неудобно менять поверенного по одному и тому же делу; каждая такая перемена соединена была бы с новыми расходами для него; каждый новый поверенный должен был бы изучать дело вновь и едва ли мог бы ознакомиться с ним так же основательно, как тот, кто вел его с самого начала. Ввиду всех этих неудобств, закон дозволяет присяжному поверенному, который принял на себя хождение по делу в своем округе, продолжать ходатайство по оному во всех судах, до окончательного решения дела, хотя бы и вне своего округа; в таком случае он подчиняется совету поверенных того места, где производится дело (Учр. 384). Эти переезды присяжного поверенного из одного округа в другой представляют то неудобство, что во время отлучки он может запустить текущие дела в своем округе ко вреду своих доверителей. В судебных уставах это неудобство предусмотрено и они обязывают присяжного поверенного, прежде переезда в другой город, передавать все дела, подлежащие производству в его отсутствии, другому поверенному, с согласия его доверителей (Учр. 385). Процедура этой передачи иногда весьма затруднительна и даже фактически невозможна, если у присяжного поверенного много дел, доверители живут в разных местах и самые доверенности находятся в производствах разных присутственных мест. При таких условиях присяжный поверенный связан с местом своего жительства и только с большими пожертвованиями может оторваться от него, хотя бы для кратковременной отлучки. Для устранения этих неудобств, петербургский совет ходатайствует теперь о дозволении присяжным поверенным, на время отлучек, передавать их дела другому присяжному поверенному или своему помощнику, одною общею доверенностью, не спрашивая на то согласия своих доверителей („Суд. Вест.“ 1873 г., № 148). Такое передоверие допускается и за границею, напр., в Австрии и Пруссии[1]. Германские юристы высказываются даже за полную свободу переездов для своих присяжных поверенных, подобно тому, как она существует во Франции для адвокатов (См. Verhandl. IV Juristentages).

Наем присяжного поверенного не составляет обязанности тяжущегося, а зависит от добровольного желания его. Тяжущиеся имеют право являться в суд лично, подавать просьбы и другие бумаги и доверять подачу их посторонним лицам, а также объяснять словесно свои дела и требования, без обязанности избирать

  1. По австр. уставу, адвокат имеет право передоверять свои дела другому адвокату, с условием законной ответственности за его действия, во всех случаях, когда встретит препятствие к личному ведению дел. В случаях долговременной отлучки или других продолжительных препятствий, он должен заявить о передоверии совету, а совет сообщает о том апелляционному суду. Никаких увольнений для отлучки, хотя бы и долговременной, не требуется (§ 14). По законам западной Европы, особое условие в доверенности о праве передоверия (clausula substituendi) часто совсем не требуется. Ганнов. Уст. § 78. Баден. § 142. Герм. Пр. 1872 г. § 75.