Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/294

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 283 —

даже и в свою пользу лишены были бы всякого значения в процессе. Напротив, если сторона путается в своих показаниях, отказывается от разъяснения каких-нибудь вопросов дела, ближе всего ей известных, если рассказ ее заключает в себе противоречия или невозможные заявления, то показания ее могут служит доказательством в пользу ее противника. И вот почему взаимный допрос сторон (interrogatorio delle parti), наприм., в Итал. Уставе граж. суд., поставлен даже во главе всех прочих способов доказательства[1] (art. 216 и след.). Затем нужно принять во внимание, что в гражданском процессе идет дело о правах, состоящих обыкновенно в свободном распоряжении сторон. Это распоряжение может совершиться посредством признания фактов или прав в пользу противной стороны. Если в показании истца или ответчика заключается такое признание, то оно устраняет спор и, следовательно, всякую надобность в доказательствах (Уст. 479—484, 112—114). Далее возможен еще другой способ распоряжения сторон в процессе. Они могут по взаимному согласию положить дело на душу истца или ответчика, т. е. уговориться, что дело должно быть решено на основании присяжного показания той или другой стороны. В таком случае присягою прекращается спор и устраняется нужда в доказательствах (Уст. 115—118, 485—498).

Б. Показания сторонних лиц. Они подчиняются изложенным выше общим правилам логической критики этого источника наших познаний. Однако и здесь закон должен был с точностью определить условия и формы этих показаний, ввести новые гарантии правдивости их и ограничить самое их применение в тех случаях, когда они направлены к опровержению других более достоверных доказательств, каковы письменные акты, предназначенные к укреплению прав. К этой группе средств доказательства относятся показания свидетелей, окольных людей и экспертов или сведущих людей (Уст. 83—104, 122—124, 370—437, 515—533. Уст. Торг. 1646—1662, 1699—1713).

§ 60. Представление доказательств. Мы обратим здесь внимание на лиц, участвующих в этом действии, на время и формы его.

1. Лица, участвующие в представлении доказательств. Так как доказательства суть средства к судебному охранению или осуществлению гражданских прав и от доброй воли заинтересованных лиц зависит настаивать на этом охранении или нет, то отсюда следует, что сами тяжущиеся стороны должны заботиться о представлении доказательств в свою пользу, если того хотят. Каждая сторона, если желает выиграть дело, должна доказать свои требования или возражения (Уст. 81, 366), насколько на ней лежит бремя доказывания по изложенным выше правилам (§ 58). Каждая сторона таким образом действует в своем направлении. Однако нельзя сказать, чтобы доказательства, представленные одной стороною, служили всегда исключительно в ее пользу. Напротив, они составляют, так сказать, общее достояние сторон. Так, наприм., письменные акты, представленные на суд одною стороною, могут служить доказательством и в пользу другой, хотя бы сторона, представившая

  1. Bordeaux, стр. 537. Bellot, стр. 72. Allard, стр. 60.