Страница:Маржерет. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году.pdf/72

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


что онъ охотно раздавалъ щедрыя милостыни и награждалъ духовенство, которое также было ему предано. Голодъ сильно подорвалъ и силы Россіи и доходы государя.

Въ началѣ августа 1602 года посѣтилъ Россію герцогъ Іоаннъ, братъ Христіана, короля датскаго, хотѣвшаго жениться на царской дочери. Онъ встрѣченъ былъ съ великими почестями, по русскому обычаю; въ свитѣ его находилось около 200 человѣкъ, а почетная стража состояла изъ 24 стрѣльцовъ и 24 алебардщиковъ. Черезъ три дня послѣ пріѣзда герцогъ имѣлъ аудіенцію у Его Величества, который принялъ его ласково, называя сыномъ, и посадилъ рядомъ съ царевичемъ. По окончаніи пріема гость обѣдалъ вмѣстѣ съ государемъ. Этого никогда не бывало прежде, такъ какъ по рускимъ обычаямъ никто, исключая сыновей, не можетъ сидѣть за столомъ царя. Послѣ угощенія герцогъ, щедро одаренный, отправился въ назначенный ему домъ. Дней черезъ 15 онъ сдѣлался боленъ, какъ думаютъ, отъ неумѣренности и вскорѣ умеръ. Царь навѣстилъ его трижды во время болѣзни, вмѣстѣ съ сыномъ; долго сокрушался и прогнѣвался на всѣхъ медиковъ. Не дозволивъ бальзамировать усопшаго,—ибо это не согласно съ русскою вѣрою,—Борисъ велѣлъ схоронить его въ нѣмецкой церкви, версты двѣ за городомъ; все дворянство слѣдовало за гробомъ до означенной церкви и присутствовало до конца всей церемоніи. Три недѣли царь и знать носили трауръ. Немного времени спустя скончалась царица—сестра его, вдова царя Ѳедора Іоанновича: она погребена въ Дѣвичьемъ монастырѣ.


Тот же текст в современной орфографии

что он охотно раздавал щедрые милостыни и награждал духовенство, которое также было ему предано. Голод сильно подорвал и силы России и доходы государя.

В начале августа 1602 года посетил Россию герцог Иоанн, брат Христиана, короля датского, хотевшего жениться на царской дочери. Он встречен был с великими почестями, по русскому обычаю; в свите его находилось около 200 человек, а почетная стража состояла из 24 стрельцов и 24 алебардщиков. Через три дня после приезда герцог имел аудиенцию у Его Величества, который принял его ласково, называя сыном, и посадил рядом с царевичем. По окончании приема гость обедал вместе с государем. Этого никогда не бывало прежде, так как по руским обычаям никто, исключая сыновей, не может сидеть за столом царя. После угощения герцог, щедро одаренный, отправился в назначенный ему дом. Дней через 15 он сделался болен, как думают, от неумеренности и вскоре умер. Царь навестил его трижды во время болезни, вместе с сыном; долго сокрушался и прогневался на всех медиков. Не дозволив бальзамировать усопшего, — ибо это не согласно с русскою верою, — Борис велел схоронить его в немецкой церкви, версты две за городом; всё дворянство следовало за гробом до означенной церкви и присутствовало до конца всей церемонии. Три недели царь и знать носили траур. Немного времени спустя скончалась царица — сестра его, вдова царя Федора Иоанновича: она погребена в Девичьем монастыре.