Страница:Материалы для биографического словаря ИАН ч1.pdf/251

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Я. К. Гротъ.

стомарова, Пушкина). О присуждении Пушкинской преміи, какъ особенно ему дорогой, онъ составлялъ и читалъ отчеты за все десятилѣтіе съ 1882 г., дорожа этимъ, какъ священнымъ своимъ долгомъ и правомъ. Въ началѣ 1885 г. вышли въ свѣтъ два его важныхъ труда и изданія: во-1-хъ, „Сочиненія и переписка Плетнева“ въ 3-хъ томахъ и, во 2-хъ, имъ составленное, по порученію II Отдѣленія, руководство „Русское Правописаніе“, которое, не взирая на нѣкоторое противодѣйствіе придирчивой критики изъ педагогическихъ сферъ, послѣ неоднократной обработки и усовершенствованій со стороны автора, не только не пренебрегавшего, но вызывавшего и поощрявшаго замѣчанія и указанія, имѣло на первыхъ же порахъ огромный успѣхъ и быстро завоевало себѣ общее признаніе. Въ одномъ 1885 г. вышло 4 изданія, и руководство было признано Министерствомъ Народнаго Просвѣщенія обязательнымъ для школъ. Въ 1886 г. вышло 5-ое, значительно исправленное и усовершенствованное изданіе, за которымъ настолько быстро шли слѣдующія, что при жизни автора вышло десять изданій. Въ 1885 г. вышло и 3-ье изданіе „Филологическихъ Разысканій“.

Приблизительно къ этому времени относится начало знакомства съ Г. будущаго Августѣйшаго Президента Академіи Великаго Князя Константина Константиновича, именно на почвѣ литературы и поэзіи, — сферѣ, въ которой Августѣйшій авторъ видимо возымѣлъ довѣріе къ опытности, чутью и такту Г. и къ его авторитету въ области русскаго слова. Апрѣля 19-го 1886 г., на торжествѣ въ Академіи по случаю юбилея историка Татищева, Великій Князь милостиво бесѣдовалъ съ Г. и благодарилъ за разборъ его перевода „Мессинской Невѣсты“. Въ томъ же году К. Р. познакомилъ его съ собраніемъ другихъ своихъ стихотвореній, интересуясь его мнѣніемъ. Эти сношенія обратились вскорѣ въ болѣе близкое знакомство, и въ 1888 г. Г. не разъ былъ приглашаемъ къ Великому Князю, дѣлившемуся съ нимъ своими поэтическими планами и высказывавшему ему свое теплое вниманіе и участіе.

По случаю 50-лѣтія годовщины смерти Пушкина, въ январѣ 1887 г., Г. написалъ и прочелъ на актѣ въ Александровскомъ Лицеѣ очеркъ „Пушкинъ въ Царскосельскомъ Лицеѣ“ и затѣмъ, посвятивъ Пушкину и Лицею еще нѣсколько очерковъ и статей (одну онъ читалъ въ собраніи Имп. Русскаго Историческаго Общества), онъ въ томъ же 1887 г. издалъ сборникъ всѣхъ своихъ очерковъ и матеріаловъ на эту тему подъ заглавіемъ „Пушкинъ, его лицейскіе товарищи и наставники“, изданіе, получившее заслуженную оцѣнку не только среди пушкинистовъ, но и въ болѣе широкой публикѣ. Къ тому же году относятся и занятія его Батюшковымъ, его біографіей и поэзіей, которымъ онъ, по поводу чествованія Академіей 100-лѣтія со дня рожденія поэта, посвятилъ очеркъ (рѣчь) „Очеркъ личности и поэзіи Батюшкова“.

Однако же эти историко-литературные этюды отнюдь не мѣшали методической и упорной работѣ Г. въ той области, которая теперь окончательно стала центромъ его уче-

— 243 —