Страница:Молот ведьм.pdf/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

круг компетентных читателей и специалистов; за этими пределами она с трудом будет находить усердных читателей“.

Не удовлетворившись этим отзывом отдельных профессоров Кельнского университета, авторы „Молота ведьм" изготовили фальшивое официальное одобрение книги от имени всего теологического факультета и приложили его к тем экземплярам, которые были отправлены за пределы Кельна и его близлежащих городов, опасаясь, чтобы слишком раннее разоблачение подлога не повредило успеху книги.

Кроме того, книга была снабжена выражением чувств императора Максимилиана I в адрес обоих инквизиторов, которым папа поручил столь ответственную и высокую миссию.

После всех этих предосторожностей, книга была пущена в оборот. Оказалось, что эти меры предосторожности были совершенно излишни. На долю книги выпал неимоверный успех: в течение девяти лет она выдержала 9 изданий, 7 раз была издана в XVI веке и продолжала выходить новыми изданиями и позднее, так что их общее число равно 29, причем 16 изданий вышло в Германии, 11 во Франции и 2 в Италии.

С первого момента своего появления книга вызвала бесконечное множество восторженных отзывов, и знаменитый нидерландский юрист XVI века Иодокус Дамгудер в своей очень популярной „Практике уголовных дел“ заявил, что „книга эта имеет для мира силу закона“. Теологи, философы и юристы наперегонки спешат с изъявлением своего восторга по адресу „Молота ведьм“, и протестантские ученые присоединяют свои голоса к голосам католических богословов и представителей духовенства. Гениальный художник Альбрехт Дюрер готов посвятить ему свою кисть, а ортодоксальный лютеранин проф. Бенедикт Карпцов считает эту книгу крупным авторитетом. Поэты поют ей гимны, а творцы баварского Кодекса Максимилиана исходят при составлении отдела наказания еретиков из книги Инститориса и Шпренгера, как из незыблемых и прочно установленных предпосылок.

Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI неоднократно подчеркивали правильность всех основных положений „Молота ведьм“ и выпустили по этому поводу специальные указания.

Успех привел к тому, что книга все разбухала в своем объеме, но совершенно своеобразно: к ней механически прибавлялись другие сочинения на эту же тему. Так целых шесть изданий „Молота ведьм“ снабжены в виде продолжения пятой частью известной книги Иоанна Нидера „Муравейник“, авторитет которой был также очень высок и распространение которой было облегчено тем, что она стала как бы привеском к „Молоту ведьм“.

На некоторых изданиях этой коллективной книги имелась надпись: „Покупай и читай эту книгу, о деньгах не пожалеешь“. Судьбу книги Нидера разделили многие богословские произведения XVI века; в особенности часто присоединяли к „Молоту ведьм“ разные сочинения в XVII веке, причем некоторые классические произведения католическо-инквизиционной мысли получили широкое распространение именно благодаря этому своеобразному взятию на буксир тяжеловесных томов. Даже знаменитый Варфоломей де Спина нуждался в протекции „Молота ведьм“.

Успех книги не может быть объяснен ни литературными дарованиями, ни ученостью авторов. Ни тот, ни другой автор не блещут писательским талантом, не проявляют ни в чем оригинальности, не обладают ни смелостью мысли, ни мужеством собственного суждения. Авторы чувствуют себя в безопасности лишь в окружении многочис-