Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/119

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Суворовъ умѣлъ своимъ вліяніемъ доводить до такого воодушевленія, что дѣйствительно для его войскъ не существовало ничего невозможнаго. Онъ любилъ солдатъ, умѣлъ говорить съ ними такъ, что каждое слово западало глубоко въ ихъ души, заботился о всѣхъ ихъ нуждахъ, виновныхъ наказывалъ по отечески, но никого не губилъ. И за то русскій солдатъ, всегда очень чуткій ко всему искреннему, неподдѣльному, любящій молодечество, смѣлыя предпріятія, боготворилъ Суворова, готовъ былъ идти съ нимъ, куда угодно и на что угодно. Одно имя Суворова вселяло въ войскахъ такую увѣренность въ успѣхѣ, что и дѣйствительно достигался успѣхъ, не смотря на неимовѣрныя трудности.

Не менѣе замѣчательно то воспитаніе и обученіе войскъ, посредствомъ которыхъ Суворову удавалось пробудить способности русскихъ солдатъ къ военному дѣлу и закалить ихъ къ самоотверженному перенесенію трудовъ и лишеній, неизбѣжныхъ на войнѣ. И эта именно сторона дѣятельности Суворова больше всего поддается изученію, такъ какъ ничто намъ не мѣшаетъ изслѣдовать тѣ пріемы, которые онъ, изучившій до тонкостей солдатскій бытъ, солдатскіе нравы и убѣжденія, примѣнялъ къ столь важному дѣлу, какъ подготовка войскъ къ боевой дѣятельности.

Суворовъ былъ убѣжденъ, что съ арміей, нравственное развитіе которой стоитъ высоко, можно рѣшаться на самыя рискованныя предпріятія; поэтому и слѣдуетъ вести воспитаніе войскъ такимъ образомъ, чтобы нравственная сторона не только не была подорвана, но, напротивъ, развиваласъ бы возможно больше. Увѣренность въ себѣ и смѣлость Суворовъ считалъ главными достоинствами воина, а развитіе ихъ въ возможно большей степени —

Тот же текст в современной орфографии

Суворов умел своим влиянием доводить до такого воодушевления, что действительно для его войск не существовало ничего невозможного. Он любил солдат, умел говорить с ними так, что каждое слово западало глубоко в их души, заботился о всех их нуждах, виновных наказывал по-отечески, но никого не губил. И за то русский солдат, всегда очень чуткий ко всему искреннему, неподдельному, любящий молодечество, смелые предприятия, боготворил Суворова, готов был идти с ним куда угодно и на что угодно. Одно имя Суворова вселяло в войсках такую уверенность в успехе, что и действительно достигался успех, несмотря на неимоверные трудности.

Не менее замечательно то воспитание и обучение войск, посредством которых Суворову удавалось пробудить способности русских солдат к военному делу и закалить их к самоотверженному перенесению трудов и лишений, неизбежных на войне. И эта именно сторона деятельности Суворова больше всего поддается изучению, так как ничто нам не мешает исследовать те приемы, которые он, изучивший до тонкостей солдатский быт, солдатские нравы и убеждения, применял к столь важному делу, как подготовка войск к боевой деятельности.

Суворов был убежден, что с армией, нравственное развитие которой стоит высоко, можно решаться на самые рискованные предприятия; поэтому и следует вести воспитание войск таким образом, чтобы нравственная сторона не только не была подорвана, но, напротив, развивалась бы возможно больше. Уверенность в себе и смелость Суворов считал главными достоинствами воина, а развитие их в возможно большей степени —